Что же такое Авторская песня?
+6
Анатолий Тынянов
Алексей Бурцев
олег ефименко
Александр Гуленко
maikl-rjevskiy
Владимир Л Яковлев
Участников: 10
Страница 1 из 2
Страница 1 из 2 • 1, 2
Что же такое Авторская песня?
Этот вопрос рано или поздно всё равно возникнет.
Поэтому я его сразу озвучил. Думаю, что спорить не стоит (не поможет), а вот высказаться, как каждый понимает - может быть интересным.
Поэтому я его сразу озвучил. Думаю, что спорить не стоит (не поможет), а вот высказаться, как каждый понимает - может быть интересным.
Re: Что же такое Авторская песня?
Для меня вопросов нет - это мой образ жизни от фестиваля к фестивалю.
maikl-rjevskiy- Сообщения : 3
Дата регистрации : 2009-10-12
Возраст : 73
Откуда : Белореченск
Re: Что же такое Авторская песня?
А кто бы спорил!
Не!.. хитёр, не по годам! Взял и двумя словами поставил всё на место.
Не!.. хитёр, не по годам! Взял и двумя словами поставил всё на место.
maikl-rjevskiy- Сообщения : 3
Дата регистрации : 2009-10-12
Возраст : 73
Откуда : Белореченск
Re: Что же такое Авторская песня?
Привет,друзья.Сколько я читал рассуждений по определению АП или БП все сводится к личным выводам писавшего.Тут нужно опять смотреть в историю, в годы 60-е.
Режим Сталина всех придавил тяжелым грузом тоталитарной слежки,репрессий по не лояльности к режиму.По всем средстам массовой информации прославляют вождя и компартию,уже забываются герои победители и все победы приписываются одному человеку.Песни звучат про вождя и учителя,отца всех народов.А человек так устроен,что все равно тянется к свету и и своему маленькому мирку-это семья,друзья,книги(все таки мы самые читающие были).Появился самиздат как слабое, но дуновение ветерка свежего воздуха.И вот грянул 53-й,как будто все рухнуло вокруг,люди воспряли с надеждой о переменах.Первая песня Визбора датирована 1952 годом и написана была в походе в горы.Много песен ушло в народ из кинофильмов тех лет,но они больше подходили к обыденной жизни,а люди хотели петь о своих переживаниях,о конкретном друге Сереге Санине или о собственных переживаниях.А как известно спрос определяет предложение и появился пласт песен ,написанный людьми не профессиональными в музыке .
Мир Визбора удивительно светлый,наполненный сильными людьми.Окуджава - городской романс,философские баллады.Городницкий-песни о чести,воле и лучших человеческих качествах.Галич-песни социального протеста.Список можно долго продолжать.А что их объединяет в единый жанр?Повествование ведется словами затрагивающими каждого,проникновенно и искренне.Ты веришь автору и кажется,что давно знаешь героев песни,да и это кажется происходит с тобой или совсем рядом.
Мое определение сложилось,что бардовская песня пишется на стихи, рассказывающая конкретную историю и создающую визуальную картинку перед глазами слушателя.Считается что приоритет отдается стихам,но я считаю должна достигаться гармония между музыкой и словами.Аранжировка инструментами роли не играет."За туманом" Кукина как только не аранжировали, песня от этого хуже не стала.
Режим Сталина всех придавил тяжелым грузом тоталитарной слежки,репрессий по не лояльности к режиму.По всем средстам массовой информации прославляют вождя и компартию,уже забываются герои победители и все победы приписываются одному человеку.Песни звучат про вождя и учителя,отца всех народов.А человек так устроен,что все равно тянется к свету и и своему маленькому мирку-это семья,друзья,книги(все таки мы самые читающие были).Появился самиздат как слабое, но дуновение ветерка свежего воздуха.И вот грянул 53-й,как будто все рухнуло вокруг,люди воспряли с надеждой о переменах.Первая песня Визбора датирована 1952 годом и написана была в походе в горы.Много песен ушло в народ из кинофильмов тех лет,но они больше подходили к обыденной жизни,а люди хотели петь о своих переживаниях,о конкретном друге Сереге Санине или о собственных переживаниях.А как известно спрос определяет предложение и появился пласт песен ,написанный людьми не профессиональными в музыке .
Мир Визбора удивительно светлый,наполненный сильными людьми.Окуджава - городской романс,философские баллады.Городницкий-песни о чести,воле и лучших человеческих качествах.Галич-песни социального протеста.Список можно долго продолжать.А что их объединяет в единый жанр?Повествование ведется словами затрагивающими каждого,проникновенно и искренне.Ты веришь автору и кажется,что давно знаешь героев песни,да и это кажется происходит с тобой или совсем рядом.
Мое определение сложилось,что бардовская песня пишется на стихи, рассказывающая конкретную историю и создающую визуальную картинку перед глазами слушателя.Считается что приоритет отдается стихам,но я считаю должна достигаться гармония между музыкой и словами.Аранжировка инструментами роли не играет."За туманом" Кукина как только не аранжировали, песня от этого хуже не стала.
Александр Гуленко- Сообщения : 639
Дата регистрации : 2009-10-15
Возраст : 64
Откуда : Ставрополь
Re: Что же такое Авторская песня?
Вот очень интересные мысли Юрия Лорес
Ю. Лорес "Место авторской песни в системе искусств" 1. Место авторской песни в системе искусств. 1.1. Предварительные замечания к классификации искусств. В начале вспомним, что входит в систему искусств: музыка, литература, театр, изобразительное искусство (живопись, скульптура), архитектура. Античные греки пользовались несколько иной системой, соответствующей девяти музам, за счет дробления литературы, музыки и театра и добавления истории, астрономии и танца. Мы могли бы добавить, основанные на технических средствах 20-го века, кинематограф, телевидение и фотографию. Однако в этом нет необходимости. Для решения поставленной задачи нас интересуют только музыка, литература и театр. Если мы попробуем определить, какие органы чувств участвуют в восприятии искусства, окажется, что только зрение и слух. По этому признаку мы можем разделить искусства на три категории: слуховые, зрительные и синтетические. Зрительные: изобразительное искусство и архитектура. Слуховые: музыка и литература. Синтетическое -- театр. Литература относится к слуховым, потому что книга является техническим носителем информации таким же, как кинопленка или компакт-диск. Слово необходимо слышать. Понятно, что для зрительных искусств необходим предмет. Для слуховых -- субъект, т.е. говорящий -- словами или звуками, в т.ч. с помощью инструмента. Для театра и то и другое. К этому мы можем добавить, что диалог между автором произведения и его собеседником осуществляется одним из двух способов: через объект (картина, скульптура, книга и т.п.) или при помощи субъекта (актер, музыкант, чтец и т.п.). Очевидно, что произведение искусства само по себе обладает содержанием и формой (смыслом и стилем). А вот что же происходит с эмоциональным наполнением? В одном случае его сообщает нам говорящий -- актер, музыкант, чтец. А в другом, когда это книга, картина, скульптура? Согласно М.Бахтину, мы сами. И, при некотором размышлении, с ним трудно спорить. Таким образом, искусства снова делятся на две категории. В одной из них эмоциональное наполнение создается говорящим субъектом, т.е. другой личностью. А это: музыка, театр и литература без информационного носителя, каковым является книга. В другой категории эмоциональное наполнение воссоздает сам зритель (читатель). Это -- изобразительное искусство, архитектура и книжная литература Можно сказать, что первая категория -- это искусства непосредственного диалога, а вторая -- опосредованного диалога (с помощью предмета) Отсюда мы можем сделать первый вывод. Авторская песня в опубликованном виде является книжной литературой и самостоятельно, как вид искусства, не существует, ибо является одним из видов литературы (поэзия, проза, драматургия). Об этом мы еще поговорим ниже. А теперь поищем авторскую песню среди искусств непосредственного диалога. Но для этого нам придется перейти на следующий, более детальный уровень. 1.2. Поиск авторской песни в классификации искусств Мы определили, что авторскую песню можно обнаружить среди трех искусств: музыки, литературы и театра. Для дальнейших поисков попытаемся составить классификацию данных искусств. Прежние классификации представлялись в виде таблиц или схем, подобных генеалогическому дереву. Попробуем пойти несколько иным путем. Вероятно, у нас получится нечто более наглядное, если нам удастся составить классификацию по принципу химических соединений. Для этого нам надо в каждом из искусств выявить основные виды (элементы), как составляющие, подобные атомам. Причем именно виды, а не жанры. Вид отвечает на вопрос: что? Жанр отвечает на вопрос: какой? Это будет понятно из дальнейшего. 1. Музыка. Виды музыки: вокальная и инструментальная. Обозначим их. соответственно: И В Существуют ли они самостоятельно, в чистом виде? Да. Образуют ли они соединение? Да. Обозначим его. И-В Следовательно, музыка может выступать и как единая “молекула”. 2. Театр. В отличие от музыки, несмотря на то, что театр является синтетическим искусством, у нас возникает проблема с выявлением его основных элементов. Кажется, что театр существует только как целое. Идти путем традиционных видовых классификаций представляется невозможным Попробуем найти составляющие несколько иным способом И тогда получим два следующих элемента: слово и движение (жест, пластика, танец). Обозначим все значками, соответственно : Т С Д 3. Литература. Виды литературы: поэзия, проза, драматургия. Образуют ли они соединения, подобно музыке и театру? Нет. Обозначим, соответственно, значками. П Пр Д Теперь попытаемся составлять из наших значков соединения. М+Т Существует и называется музыкальным театром: опера и мюзикл. Следует сделать одно замечание. Театр в целом никогда не существует без драматургии. Поэтому “формула” музыкального театра будет выглядеть так. М-Т-Д Для того чтобы различить оперу и мюзикл, перейдем на более детальный уровень. Для оперы мы получим следующую схему. И…Д…Др | | В- С Очевидно, что движение в опере имеет гораздо меньшее значение, чем в мюзикле. Для мюзикла надо заменить в схеме пунктирные линии на сплошные и соединить сплошной линией значки В и Д. Продолжим составление “формул” на этом же уровне. И-Д-Др И такой вид искусства существует. Это балет, пластический театр и пантомима Различие между ними в характере движения. А для пантомимы можно заменить линию, соединяющую И и Д, на пунктирную. Можно строить другие соединения музыки и театра, но их не существует. Теперь рассмотрим соединения музыки и литературы. И-П Подобный синтез известен как оратория. Потенциально возможно и соединение инструментальной музыки с прозой. Следующее соединение должно представлять для нашего поиска особый интерес. Вокальная музыка и поэзия дают множество музыкально-поэтических жанров. Песня, романс, ария и т.д. Казалось бы, среди них мы можем найти авторскую песню. Но каковы, присущие только ей, характеристики в данной системе? Более того, практически все эти жанры представлены в авторской песне, так же как, забегая вперед, все жанры поэзии Что же, тогда совокупность музыкально-поэтических жанров и есть авторская песня? В принципе, да. Если вернуть слову “авторский” его традиционный смысл, а слово “песня” понимать не как жанр, а как процесс пения. Однако наш опыт подсказывает, что авторская песня это нечто иное. Попробуем двигаться дальше “Формула” драматического или просто театра выводится легко. И… : Т-Др В… Что же касается жанров, то они соответствуют драматургическим, впрочем, так же как в опере или пластическом театре: трагедия, комедия, драма. Перейдем на детальный уровень и рассмотрим вот такое соединение: Д : Пр С= П Мы получили то, что называют театром одного актера. Хотя правильней было бы называть театром слова, если угодно, художественного слова. Или еще вариант: театр рассказчика. Попробуем присоединить к этой “формуле” что-нибудь из музыки за неимением другого выбора. И Д : : …Пр В-С -П Если не иметь в виду пластику в статике, то Д из этой схемы можно убрать. Теперь мы должны обратить внимание на то, что все проходившее до сих пор через поле, занятое театральным искусством, относилось к последнему. Это относится и к данной "формуле", основу которой очевидно составляет именно театр Слова, только слово в первую очередь здесь поется. Построенная нами схема является схемой авторской песни Продолжать составление “молекул'” представляется бессмысленным, так как мы нашли искомое. 1.3. Выводы Итак, почему авторскую песню следует относить к театральному искусству? Во-первых, введем понятие законченного вида произведения, Законченный вид произведения -- это такой вид произведения, в котором оно полностью выполняет свою задачу или, иначе, авторский замысел. Например. Для симфонии это не партитура композитора или дирижера, а исполнение ее перед публикой. Для поэзии и прозы это идеальный вариант рукописи – книга, хотя признается, как второстепенный, и другой вариант: исполнение литературного произведения автором (или актером в роли автора) перед публикой. Для драматургии пьеса является вроде бы законченным видом, однако, действительно ее законченный вид -- спектакль. Из-за этого в драматургии вообще присутствует незавершенность. И отношение к драматургии в литературе как к несколько несовершенному виду в силу его незавершенности в отличие от поэзии и прозы. Следовательно, и для авторской песни ее законченный вид это исполнение перед публикой. Вы скажете, что авторскую песню в основном поют в компании: на кухне, у костра и т.д. Но в компании так же и танцуют. Разве это балет'7 Какое отношение имеет жизнь произведения в быту, в социуме к его законченному виду как произведения искусства? Законченный вид произведения авторской песни это ее исполнение (автором в роли актера или, наоборот, актером в роли автора) перед публикой. А значит, законченный вид произведения авторской песни предполагает сценическую площадку. Вы спросите, а чем же тогда являются аудиокассеты и компакт-диски? Информационным носителем, подобным книге, т.е. переходом в область опосредованного диалога, когда эмоциональное наполнение произведения становится делом слушателя. Во-вторых. Вернемся к нашей “формуле”. Мы получили ее путем присоединения к основе, обозначающей театр одного актера (рассказчика) музыкальной составляющей. Но что же является в обеих схемах основным “ядром”? Общее ли это ядро для них? (кстати, то же самое можно проделать и для других искусств, и у нас не всегда будет получаться ядро, состоящее из одного элемента). Очевидно, что таковым элементом является звучащее слово, находящееся в театральном поле. Другим необходимым элементом, общим для обеих “формул”, является поэзия. Равнозначно ли ее место в театре одного актера и в авторской песне? Несомненно, да. Другие элементы можно приближать и отдалять, увеличивать их значение и уменьшать, но соотношение звучащего слова и литературы в обоих случаях незыблемо. Увеличивая значение других элементов, мы можем ослабить основное соотношение, ослабив тем самым роль звучащего слова или поэзии, либо и того и другого и, в результате, оказаться в другом виде искусства. Таким образом, можно сделать вывод, что в театральном искусстве, кроме драматического и музыкального (опера, балет), существует театр одного актера, иначе, театр рассказчика, иначе, театр слова, имеющий две разновидности: речевую и поющую, принятую называть авторской песней. Отныне многообразные способы существования авторской песни в быту, в социуме, в культуре, из-за которых нам так трудно было найти ее место в системе искусств, не должны вводить нас в заблуждение. И самое главное: можно не соглашаться с подобным отнесением авторской песни к театральному искусству, но тогда придется согласиться с тем, что она просто не существует как самостоятельный вид искусства. Юрий Лорес | |
Александр Гуленко- Сообщения : 639
Дата регистрации : 2009-10-15
Возраст : 64
Откуда : Ставрополь
Re: Что же такое Авторская песня?
Саша, спасибо и за твоё высказывание, и за то, что Лореса мнение привёл!
Re: Что же такое Авторская песня?
Лоресу браво!!! Но...
Но, кто режиссер этого театра одного актера под названием авторская песня?
у меня есть свои мысли, но хотелось бы услышать сначала ваши...
Кстати, админу также браво за активность, разбудил таки, раззадорил своим форумом!
Но, кто режиссер этого театра одного актера под названием авторская песня?
у меня есть свои мысли, но хотелось бы услышать сначала ваши...
Кстати, админу также браво за активность, разбудил таки, раззадорил своим форумом!
олег ефименко- Сообщения : 103
Дата регистрации : 2009-11-23
Возраст : 63
Откуда : Приморско-Ахтарск
Re: Что же такое Авторская песня?
Здравствуй, Олежек! Рад тебе! Ты давай не отмалчивайся...
Да и не только в этой теме. Тебе всегда была свойствена самостоятельность мышления.
Про свои впечатления от последнего КСП расскажи, про клуб ваш. Разделы соответствующие есть.
Да и не только в этой теме. Тебе всегда была свойствена самостоятельность мышления.
Про свои впечатления от последнего КСП расскажи, про клуб ваш. Разделы соответствующие есть.
Что такое авторская песня?
Для начала можно было бы процитировать небезызвестную песню (Что такое авторская песня...), там всё сказано.
Говоря об авторской песне, трудно удержаться от того, чтобы в очередной раз не обругать совок... Это понятно, но еду, которая один раз съедена, не принято подавать к столу. Хватит говноедских эмоций, пора думать. Ругать совок надо было при совке, чем, кстати, успешно и занималась авторская песня того времени. Не самоцельно, но просто по совести.
Никто (по крайней мере, из тех, с кем я общался) не смеет выдать крамольную мысль: авторская песня - производное советской духовной структуры общества. Да, и давайте не будем путать духовность с попАми, Пушкина в бездуховности никто не упрекнёт, но вспомните его "Гавриилиаду"!
Чем была характерна обстановка советского периода применительно к появлению и проявлению феномена русской авторской песни? Наличием достаточного количества финансово обеспеченного свободного времени. Сегодня пашешь-шабашишь... Не до песен порой. Итак, (сдержите дрожь) авторская песня имеет советские корни, ибо рождена в советскую эпоху. Не все песни того периода у Окуждавы, Высоцкого и Визбора диссидентские, были и патриотические. Плохо ли это? Наверное, нет. Бывало, что любили наши граждане свою страну, а Булат, как и моя мама, добровольно пацаном пошёл на фронт. Итак, повторюсь, современная песня генетически существенно советская, пела про человечность, про дружбу, про смысл жизни и про Родину (о мой пресветлый отчий край...)
А если что-то порождено в какой-то обстановке, и вот это порождение попадает в другую среду, то у этого порождения два пути: 1. Сдохнуть. 2. Мутировать.
АП не сдохла (по крайней мере пока), значит, она уже не та. Значит, нельзя от неё требовать, чтобы она оставалась такой, какой была. Что на повестке дня у общества? Вот об этом после, во второй части а пока антракт.
Говоря об авторской песне, трудно удержаться от того, чтобы в очередной раз не обругать совок... Это понятно, но еду, которая один раз съедена, не принято подавать к столу. Хватит говноедских эмоций, пора думать. Ругать совок надо было при совке, чем, кстати, успешно и занималась авторская песня того времени. Не самоцельно, но просто по совести.
Никто (по крайней мере, из тех, с кем я общался) не смеет выдать крамольную мысль: авторская песня - производное советской духовной структуры общества. Да, и давайте не будем путать духовность с попАми, Пушкина в бездуховности никто не упрекнёт, но вспомните его "Гавриилиаду"!
Чем была характерна обстановка советского периода применительно к появлению и проявлению феномена русской авторской песни? Наличием достаточного количества финансово обеспеченного свободного времени. Сегодня пашешь-шабашишь... Не до песен порой. Итак, (сдержите дрожь) авторская песня имеет советские корни, ибо рождена в советскую эпоху. Не все песни того периода у Окуждавы, Высоцкого и Визбора диссидентские, были и патриотические. Плохо ли это? Наверное, нет. Бывало, что любили наши граждане свою страну, а Булат, как и моя мама, добровольно пацаном пошёл на фронт. Итак, повторюсь, современная песня генетически существенно советская, пела про человечность, про дружбу, про смысл жизни и про Родину (о мой пресветлый отчий край...)
А если что-то порождено в какой-то обстановке, и вот это порождение попадает в другую среду, то у этого порождения два пути: 1. Сдохнуть. 2. Мутировать.
АП не сдохла (по крайней мере пока), значит, она уже не та. Значит, нельзя от неё требовать, чтобы она оставалась такой, какой была. Что на повестке дня у общества? Вот об этом после, во второй части а пока антракт.
Последний раз редактировалось: Алексей Бурцев (Вт 16 Авг 2011 - 0:05), всего редактировалось 3 раз(а) (Обоснование : надо исправить грамматическую ошибку)
Алексей Бурцев- Сообщения : 11
Дата регистрации : 2009-12-03
Возраст : 72
Откуда : Новочеркасск Ростовской обл.
Re: Что же такое Авторская песня?
Браво, Алексей! Конечно же у тебя есть свой взгляд, было бы удивительно, если бы это было не так!
Несмотря на то, что корни АП несколько глубже, чем советская эпоха, основное развитие своё она прошла именно в это время. Да и КСПшное движение возникло именно там. Поэтому невозможно не согласиться с твоими словами.
И если нас что-то беспокоит в нашем деле, то прежде, опять же согласен с тобой, надо попробовать определить, а что же из себя АП современная представляет.
С интересом жду продолжения.
Несмотря на то, что корни АП несколько глубже, чем советская эпоха, основное развитие своё она прошла именно в это время. Да и КСПшное движение возникло именно там. Поэтому невозможно не согласиться с твоими словами.
И если нас что-то беспокоит в нашем деле, то прежде, опять же согласен с тобой, надо попробовать определить, а что же из себя АП современная представляет.
С интересом жду продолжения.
Re: Что же такое Авторская песня?
пока у Бурцева антракт сдыхаю :face: и мутирую аж самому страшно но... все же НО! все гораздо гораздей!? мой друг Горацио
олег ефименко- Сообщения : 103
Дата регистрации : 2009-11-23
Возраст : 63
Откуда : Приморско-Ахтарск
Re: Что же такое Авторская песня?
Ребята, тезис о мутациях не мной сформулирован, это закон развития. Я не виноват, если он кому-то он не нравится. Мутация означает "изменение, перемена" и является основой наследственной изменчивости в живой природе. Без мутации невозможен прогресс. Регресс, кстати, тоже бывает обусловлен мутациями. Одна из форм регресса - дегенерация. Мутация - это изменение наследственных свойств организма. Сегодня авторская песня наследует уже нечто иное, нежели лет тридцать назад. Мы живём в другой стране, изменились нравственные ориентиры. Нравится - не нравится, этот вопрос выводит нас за рамки разговора об авторской песне.
Итак, обстановка не так уж и давно (на нашей с вами памяти) изменилась, и сегодня авторская песня рождается в иных условиях.
Корни авторской песни, наверное, в тех временах, когда была сочинена первая песня. Я говорю об АП как о социально значимом явлении. Денис Давыдов пел романсы на свои стихи, в 19 веке было правилом хорошего тона написать стишок в альбом барышне: "Какой-нибудь пиит армейский здесь подмахнул стишок злодейский", - видно, память о незабвенном поручике Ржевском. Социально значить авторская песня начала в советские времена, она начала влиять на мировосприятие большого числа людей и частично формировать их стиль мышления. Государство даже изредка помогало этому - вспомните, что ЦТ передавало "Я еду за туманом", "Париж" Кукина (правда, в исполнении Макарова, но это не столь важно). Естественно, что на деяния, предусмотренные ст.70 Конституции СССР ("Антисоветская агитация и пропаганда"), государство тоже реагировало - так сказать, прислушивалось к мнению рядовых граждан. Я тоже в те годы был на заметке...
Новый этап обозначил Булат Окуждава. Кажется, в Париже незадолго до смерти он сказал: "Время сейчас такое настало: кричи что хочешь, всё равно тебя никто не услышит". По существу примерно так. Там же гораздо раньше Булат точно сказал: "А что значит «бард»? «Бард» – это придумали ЦК Комсомола когда-то. Какой «бард»? Это поэт. Некоторые свои стихи он исполняет под аккомпанемент, некоторые – читает". Оценим юмор с ЦК и не станем строго судить Булата Шалвовича, "бард" - это борода, многие бродячие музыканты (особенно те, кто в возрасте) не брились - мода тогда такая была в древности.
Главная особенность сегодняшних условий формирования авторской песни - сейчас никто не запрещает ничего петь. Нет ст.70-й. Это правовая сторона дела. Ну, я уж об этом говорил, экономическую сторону игнорировать нельзя - исчезло обилие свободного времени, обеспеченного пусть и небольшими, но для творчества достаточными, деньгами. Авторская песня расслоилась - кто всплывает наверх, тот уходит в профессионалы. Когда Окуждава говорил о Никитиных, ему именно то в них нравилось, что они тогда ещё не перестали быть биофизиками. А сколько профессий было у Визбора? И вот это было своего рода обыкновенное чудо: вот, человек, вроде бы такой, как я, а песни пишет. Это заражало творчеством, как заражали своим примером битлзы миллионы мальчишек по всей земле - они такие же, как я, значит, и я могу стать таким же, как они. Заблуждение? Наверное. Но какое полезное... Сегодня умение играть на гитаре не такое частое явление, как, например, лет сорок тому назад.
Юрий Лорес мне сказал: авторская песня - это тот жанр, где минимален барьер между тем, кто поёт и тем, кто слушает.
Вот это, я считаю, очень важное, и это трудно сегодня сохранить: нижняя, питающая часть пирамиды, варится в своём соку у костров, это, как хорошо было сказано, способ жизни от фестиваля к фестивалю. А верхняя часть пирамиды варится уже в другом соусе, с другими критериями. Это - производство в условиях рынка. Здесь важное - сбыт продукции. И вот попробуй здесь остаться самим собой.
И еще: отсутствие совковых запретов приводит к тому, что на фестивалях иногда, мягко скажем, творится *** знает что. В центре - попытка удержать то хорошее, что в том числе нам оставило прошлое: романтика, мечта, алые паруса, любовь-морковь, немного юмора и т.п. А на периферии празднуют день рождения Гитлера. Пьяный быдляк. Если на Груше лет сорок назад на мостике проверяли "что у вас, ребята, в рюкзаках" - не менты проверяли, а организаторы, то сегодня этого не сделаешь: нарушение прав человека.
Что ж делать? Каждый решает сам. Мне видится хорошим направлением апробированное: концерты, квартирники. Так начиналось. Это возможность фильтрации публики. Интеллигенция на кухне... Откуда бысть пошла русская авторская песня? Московская еврейская кухня - тут уж по фамилиям наших мастеров посмотрите, это факт, а я не антисемит и не антивосьмит. Для меня национальная принадлежность значения не имеет - был бы человек хороший.
А общество пьяных людей, которые портят другим праздник, я не люблю. Зачем, для того, чтобы пообщаться с друзьями, я должен терпеть эту нагрузку? "Товары в нагрузку" - помните в советском прошлом была такая фишка? Книги некоторых писателей всучивались таким образом и кое-что другое неликвидное. Сегодня мне на фестивале в нагрузку всучивается общество пьяной сволочи. А оно мне надо?
Надо начинать с НАЧАЛА. С того начало, когда всё стало быть: с кухни, с квартирника, с концерта. А общество пьяных подонков... Ну, не нравится мне оно! Может, кто-то любит, а я люблю песню. Без скотства. Людей, которые собрались насладиться обществом друг друга.
Итак, обстановка не так уж и давно (на нашей с вами памяти) изменилась, и сегодня авторская песня рождается в иных условиях.
Корни авторской песни, наверное, в тех временах, когда была сочинена первая песня. Я говорю об АП как о социально значимом явлении. Денис Давыдов пел романсы на свои стихи, в 19 веке было правилом хорошего тона написать стишок в альбом барышне: "Какой-нибудь пиит армейский здесь подмахнул стишок злодейский", - видно, память о незабвенном поручике Ржевском. Социально значить авторская песня начала в советские времена, она начала влиять на мировосприятие большого числа людей и частично формировать их стиль мышления. Государство даже изредка помогало этому - вспомните, что ЦТ передавало "Я еду за туманом", "Париж" Кукина (правда, в исполнении Макарова, но это не столь важно). Естественно, что на деяния, предусмотренные ст.70 Конституции СССР ("Антисоветская агитация и пропаганда"), государство тоже реагировало - так сказать, прислушивалось к мнению рядовых граждан. Я тоже в те годы был на заметке...
Новый этап обозначил Булат Окуждава. Кажется, в Париже незадолго до смерти он сказал: "Время сейчас такое настало: кричи что хочешь, всё равно тебя никто не услышит". По существу примерно так. Там же гораздо раньше Булат точно сказал: "А что значит «бард»? «Бард» – это придумали ЦК Комсомола когда-то. Какой «бард»? Это поэт. Некоторые свои стихи он исполняет под аккомпанемент, некоторые – читает". Оценим юмор с ЦК и не станем строго судить Булата Шалвовича, "бард" - это борода, многие бродячие музыканты (особенно те, кто в возрасте) не брились - мода тогда такая была в древности.
Главная особенность сегодняшних условий формирования авторской песни - сейчас никто не запрещает ничего петь. Нет ст.70-й. Это правовая сторона дела. Ну, я уж об этом говорил, экономическую сторону игнорировать нельзя - исчезло обилие свободного времени, обеспеченного пусть и небольшими, но для творчества достаточными, деньгами. Авторская песня расслоилась - кто всплывает наверх, тот уходит в профессионалы. Когда Окуждава говорил о Никитиных, ему именно то в них нравилось, что они тогда ещё не перестали быть биофизиками. А сколько профессий было у Визбора? И вот это было своего рода обыкновенное чудо: вот, человек, вроде бы такой, как я, а песни пишет. Это заражало творчеством, как заражали своим примером битлзы миллионы мальчишек по всей земле - они такие же, как я, значит, и я могу стать таким же, как они. Заблуждение? Наверное. Но какое полезное... Сегодня умение играть на гитаре не такое частое явление, как, например, лет сорок тому назад.
Юрий Лорес мне сказал: авторская песня - это тот жанр, где минимален барьер между тем, кто поёт и тем, кто слушает.
Вот это, я считаю, очень важное, и это трудно сегодня сохранить: нижняя, питающая часть пирамиды, варится в своём соку у костров, это, как хорошо было сказано, способ жизни от фестиваля к фестивалю. А верхняя часть пирамиды варится уже в другом соусе, с другими критериями. Это - производство в условиях рынка. Здесь важное - сбыт продукции. И вот попробуй здесь остаться самим собой.
И еще: отсутствие совковых запретов приводит к тому, что на фестивалях иногда, мягко скажем, творится *** знает что. В центре - попытка удержать то хорошее, что в том числе нам оставило прошлое: романтика, мечта, алые паруса, любовь-морковь, немного юмора и т.п. А на периферии празднуют день рождения Гитлера. Пьяный быдляк. Если на Груше лет сорок назад на мостике проверяли "что у вас, ребята, в рюкзаках" - не менты проверяли, а организаторы, то сегодня этого не сделаешь: нарушение прав человека.
Что ж делать? Каждый решает сам. Мне видится хорошим направлением апробированное: концерты, квартирники. Так начиналось. Это возможность фильтрации публики. Интеллигенция на кухне... Откуда бысть пошла русская авторская песня? Московская еврейская кухня - тут уж по фамилиям наших мастеров посмотрите, это факт, а я не антисемит и не антивосьмит. Для меня национальная принадлежность значения не имеет - был бы человек хороший.
А общество пьяных людей, которые портят другим праздник, я не люблю. Зачем, для того, чтобы пообщаться с друзьями, я должен терпеть эту нагрузку? "Товары в нагрузку" - помните в советском прошлом была такая фишка? Книги некоторых писателей всучивались таким образом и кое-что другое неликвидное. Сегодня мне на фестивале в нагрузку всучивается общество пьяной сволочи. А оно мне надо?
Надо начинать с НАЧАЛА. С того начало, когда всё стало быть: с кухни, с квартирника, с концерта. А общество пьяных подонков... Ну, не нравится мне оно! Может, кто-то любит, а я люблю песню. Без скотства. Людей, которые собрались насладиться обществом друг друга.
Последний раз редактировалось: Алексей Бурцев (Пн 14 Дек 2009 - 23:06), всего редактировалось 1 раз(а) (Обоснование : почётче выразиться)
Алексей Бурцев- Сообщения : 11
Дата регистрации : 2009-12-03
Возраст : 72
Откуда : Новочеркасск Ростовской обл.
Re: Что же такое Авторская песня?
Спасибо, Алексей, за обстоятельное выступление!
Единственное, что хочу отметить...
Давайте в этой теме стараться говорить о жанре, а об обстановке на фестивалях есть соответствующий раздел. Ну и не стоит видимо огульно вешать нелицеприятные ярлыки. Но об этом мы ещё поговорим...
Единственное, что хочу отметить...
Давайте в этой теме стараться говорить о жанре, а об обстановке на фестивалях есть соответствующий раздел. Ну и не стоит видимо огульно вешать нелицеприятные ярлыки. Но об этом мы ещё поговорим...
Re: Что же такое Авторская песня?
Жил-был один человек. Был он рыжий. Впрочем, и рыжим его можно назвать было условно, потому что волос у него небыло. У него и усов не было, не было бровей, глаз, рта и носа - ничего не было. Так что давайте мы о нем не будем...
У меня как-то плохо отделяется АП от тех, кто её сочиняет, от тех кто её слушает, от обстановки, в которой происходит это замечательное публичное таинство - фестиваль. Люблю я это всё, как и многие из вас. Неравнодушен, душа болит. А писал об алкоголизации АП, не думая кого-то задеть лично. А что, попал в кого? На святыню замахнулся или кому-то на личный мозоль наступил? Ей-богу, простите, не рассчитывал. Серьезно, кто из нас без греха?
Я не о тех, кого я люблю и из-за кого я люблю фестивали (а не любил бы вас - не писАл бы!) - они (и вы, и я) и пьяные приятны в общении. Беда в том, что "левые" люди со своими нормами поведения на фестивале так навязчиво проявляют себя, что я начинаю ощущать себя не в своей тарелке, кажется мне в таком случае, что приехал я не туда. Вот, свозил я в прошлом году дочку в Липецк, выступили мы там, и были там Ю.Лорес, В.Попов, В.Калашников, М.Трегер, А.Морозов, "Апельсины", много кто еще. Но дело не в москвичах - главное, местная публика вела себя в основном пристойно. Не без "этого", но "это" не доминировало.
Но вот когда те люди, которых раньше принято было называть случайными, превращаются в закономерных...
Нет, но всё равно чувствуете, как я исправился? Как стал обтекаем в формулировках и определениях - может, даже теперь и не все и поймут, о чём я. Но цензура есть цензура - уж кого лично задел, меня простите, я не со зла. Просто для меня важнее встреча с поющими, чем с пьющими людьми. А впрочем, и сам я пью, может, кого и достал по пьянке - каюсь, ребята, простите. Да и как же русскому человеку не выпить, если он только не мусульманин? Однако количество спиртного подобно свободе размахивать руками - оно должно ограничиваться там, где ваша степень опьянения становится неприятной для окружающих.
Вот, на одном из донских фестивалей несколько лет назад были и повесившиеся, и утонувшие, и зарезанные - может, меня обманули, мне всё это рассказав.
Это ж ведь не о тех, кто поет. Это о тех, кто не поет и не слушает, мешает и тем, и другим и хочет, чтобы слушали его. Приходится. Не хочется. А фестиваля без таких людей не бывает. Как раньше прятались от КГБ! И конспирацию соблюдали, и всё делали, чтобы чекисты о фестивале не пронюхали! (Это чекисты-то не пронюхали? Да им до фонаря была эта детская возня, кого надо, они к себе приглашали, не тратя времени на поездки за город). Может, и сейчас не звать всех подряд? Ведь чекистов тогда никто не звал, и они на фестивали не приходили.
Вот я и говорю о дальнейшем пути авторской песни: хватит ей пачкаться, давайте "перья белые свои почистим"!
У меня как-то плохо отделяется АП от тех, кто её сочиняет, от тех кто её слушает, от обстановки, в которой происходит это замечательное публичное таинство - фестиваль. Люблю я это всё, как и многие из вас. Неравнодушен, душа болит. А писал об алкоголизации АП, не думая кого-то задеть лично. А что, попал в кого? На святыню замахнулся или кому-то на личный мозоль наступил? Ей-богу, простите, не рассчитывал. Серьезно, кто из нас без греха?
Я не о тех, кого я люблю и из-за кого я люблю фестивали (а не любил бы вас - не писАл бы!) - они (и вы, и я) и пьяные приятны в общении. Беда в том, что "левые" люди со своими нормами поведения на фестивале так навязчиво проявляют себя, что я начинаю ощущать себя не в своей тарелке, кажется мне в таком случае, что приехал я не туда. Вот, свозил я в прошлом году дочку в Липецк, выступили мы там, и были там Ю.Лорес, В.Попов, В.Калашников, М.Трегер, А.Морозов, "Апельсины", много кто еще. Но дело не в москвичах - главное, местная публика вела себя в основном пристойно. Не без "этого", но "это" не доминировало.
Но вот когда те люди, которых раньше принято было называть случайными, превращаются в закономерных...
Нет, но всё равно чувствуете, как я исправился? Как стал обтекаем в формулировках и определениях - может, даже теперь и не все и поймут, о чём я. Но цензура есть цензура - уж кого лично задел, меня простите, я не со зла. Просто для меня важнее встреча с поющими, чем с пьющими людьми. А впрочем, и сам я пью, может, кого и достал по пьянке - каюсь, ребята, простите. Да и как же русскому человеку не выпить, если он только не мусульманин? Однако количество спиртного подобно свободе размахивать руками - оно должно ограничиваться там, где ваша степень опьянения становится неприятной для окружающих.
Вот, на одном из донских фестивалей несколько лет назад были и повесившиеся, и утонувшие, и зарезанные - может, меня обманули, мне всё это рассказав.
Это ж ведь не о тех, кто поет. Это о тех, кто не поет и не слушает, мешает и тем, и другим и хочет, чтобы слушали его. Приходится. Не хочется. А фестиваля без таких людей не бывает. Как раньше прятались от КГБ! И конспирацию соблюдали, и всё делали, чтобы чекисты о фестивале не пронюхали! (Это чекисты-то не пронюхали? Да им до фонаря была эта детская возня, кого надо, они к себе приглашали, не тратя времени на поездки за город). Может, и сейчас не звать всех подряд? Ведь чекистов тогда никто не звал, и они на фестивали не приходили.
Вот я и говорю о дальнейшем пути авторской песни: хватит ей пачкаться, давайте "перья белые свои почистим"!
Последний раз редактировалось: Алексей Бурцев (Чт 17 Дек 2009 - 21:13), всего редактировалось 1 раз(а) (Обоснование : отредактировать надо было)
Алексей Бурцев- Сообщения : 11
Дата регистрации : 2009-12-03
Возраст : 72
Откуда : Новочеркасск Ростовской обл.
Re: Что же такое Авторская песня?
Согласен, Лёша! Пёрышки почистить надо - назрело!
Вот почему и важно поговорить обстоятельно обо всём, чтобы в выборе методик чистки не наломать дров...
Может быть нам поможет не только попытка определения жанра, но и обсуждение тенденций его развития.
И опять приглашаю к участию в разговоре всех форумчан.
Вот почему и важно поговорить обстоятельно обо всём, чтобы в выборе методик чистки не наломать дров...
Может быть нам поможет не только попытка определения жанра, но и обсуждение тенденций его развития.
И опять приглашаю к участию в разговоре всех форумчан.
Re: Что же такое Авторская песня?
Admin пишет:Спасибо, Алексей, за обстоятельное выступление!
Единственное, что хочу отметить...
Давайте в этой теме стараться говорить о жанре, а об обстановке на фестивалях есть соответствующий раздел. Ну и не стоит видимо огульно вешать нелицеприятные ярлыки. Но об этом мы ещё поговорим...
Категорически поддерживаю, но сейчас нет ни времени, ни сил, уже все глаза выел на работе компьютер проклятый, а мыслей назрело не меньше, чем у Алексея. Вот на зимних каникулах, Бог даст, победю в себе через недельку застолий зажравшуюся пьяную сволочь, вот тогда я вам все выскажу, что думаю про все это. А пока до встречи и всем замечательного, ВДОХНОВЛЯЮЩЕГО НОВОГО ГОДА!!!
олег ефименко- Сообщения : 103
Дата регистрации : 2009-11-23
Возраст : 63
Откуда : Приморско-Ахтарск
Re: Что же такое Авторская песня?
Я думаю, что "пьяная тусовка"- это не авторская песня, а условное сборище неприкаянных. У них нет лидера (заводилы) который смог бы организовать "тусовку". Вот и едут они на КСП что бы толпой , да без надзора попить, покайфовать а повезет- подраться.
А авторская песня для меня- это образ жизневосприятия. Мне грустно, когда фестиваль называют- ФЕСТ, "Город зажигает огни"-ГЗО. ( Я подумал: " Г-тридцать" ( похоже?)) А для меня фестиваль-всегда праздник. И не один пьяный мне не сможет омрачить радость встречи с единомышленниками, с любителями и пропагандистами АВТОРСКОЙ ПЕСНИ .
Как говорит Горелко - "БУДЕМ ЖИТЬ !"
А авторская песня для меня- это образ жизневосприятия. Мне грустно, когда фестиваль называют- ФЕСТ, "Город зажигает огни"-ГЗО. ( Я подумал: " Г-тридцать" ( похоже?)) А для меня фестиваль-всегда праздник. И не один пьяный мне не сможет омрачить радость встречи с единомышленниками, с любителями и пропагандистами АВТОРСКОЙ ПЕСНИ .
Как говорит Горелко - "БУДЕМ ЖИТЬ !"
Последний раз редактировалось: Анатолий Тынянов (Пт 25 Дек 2009 - 22:52), всего редактировалось 1 раз(а) (Обоснование : орфография)
Анатолий Тынянов- Сообщения : 58
Дата регистрации : 2009-10-17
Возраст : 56
Откуда : ст. Северская, Краснодарский край
Re: Что же такое Авторская песня?
Ребята, мне нравится наш разговор, ибо все мы её, песню эту авторскую, любим, что бы мы ни понимали под этим определением. Да, а фраза: "Будем жить!" мной, например, была впервые услышана в 1973 году в фильме "В бой идут одни старики". Наверное, после этого крылатое выражение "Будем жить!" и пошло гулять по стране, и тут, возможно, всё же есть смысл автором этого изречения считать Героя Советского Союза командира второй эскадрильи капитана Титаренко ("Маэстро"). Но это не так уж важно. Я просто очень люблю этот фильм, лет пятнадцать тому назад мы с Диной Коденко (знаете, поди, такую? ) по названию фильма и обозвали один свой концерт. Итак, что же? С наступающим Новым годом, друзья мои возлюбленные! БУДЕМ ЖИТЬ!
Алексей Бурцев- Сообщения : 11
Дата регистрации : 2009-12-03
Возраст : 72
Откуда : Новочеркасск Ростовской обл.
Re: Что же такое Авторская песня?
БУДЕМ ЖИТЬ !!!
Эту фразу (существовавшую за долго до рождества ) Николай Горелко произносит десятки раз ежедневно.
Перефразирую: БУДЕМ ЖИТЬ ДОЛГО НА ЗЛО ВРАГАМ !
Эту фразу (существовавшую за долго до рождества ) Николай Горелко произносит десятки раз ежедневно.
Перефразирую: БУДЕМ ЖИТЬ ДОЛГО НА ЗЛО ВРАГАМ !
Анатолий Тынянов- Сообщения : 58
Дата регистрации : 2009-10-17
Возраст : 56
Откуда : ст. Северская, Краснодарский край
Что такое авторская песня?
Здравствуйте, дорогие форумчане! С Новым годом и Рождеством Христовым вас! Мира и любви всем. И творческого настроения. Его особенно! С ним то, как раз, в последние годы все хуже дело обстоит. Вот не зря сказанно: талант должен быть голодным. А у нас, что происходит: жизнь более менее устаканилась, на столах разносолы. Если, еще не так давно, в теплой компании друзей бутылка самогона от бабы Нюси была чуть ли не роскошью, то теперь увиски, шампа-анское, когняк дело, в общем-то, обыденное. Зажрались-ись-сись, господа товарищи… ик… Одна отрада, когда уже невмоготу предаваться животным утехам, возьмешь гитару и воспаришь душой над суетой, и с особой силой поймешь, какое счастье, что у нас есть такое вселенское явление, как авторская песня, неподвластная никаким ухищрениям желудка и мутациям сознания на злобу дня.
Как и обещал, я через шесть дней непрерывных застолий заставил себя сесть за компьютер и выдать на гора накопившиеся за многие годы мысли, что же такое авторская песня, в чем ее непреходящая сила. Для начала перечитал еще раз все мнения друзей-товарищей на нашем форуме. И как-то само собой вспомнился, прочитанный лет десять назад в сборнике древнеримских юморесок анекдот. Меня тогда поразило, что анекдоту две тыщи, а может и больше лет, а он совершенно не потерял актуальности. Итак вечная история: «Один педант (их оказывается уже в Древнем Риме была тьма-тьмущая) заметил, что если ослу дать еды немного меньше, чем обычно, он все равно упрямо везет прежний груз. Педант на следующий день дал еще меньше корма, осел все равно выполнил свою работу. В мозгу, привыкшего раскладывать все по полочкам, человека сразу же возникла закономерность: раз осел может есть меньше и меньше, и при этом по-прежнему работает, то можно постепенно приучить его обходиться без пищи совсем. Надо только грамотно построить график уменьшения рациона, чтобы животное не страдало, отвыкая от вредной привычки есть. Сказано - сделано, осел ел все меньше и меньше. Педант не мог нарадоваться, подсчитывая экономию. Вскоре он вообще перестал давать корм животному. Осел продержался еще какое-то время и, естественно, околел. И тут педант в горести воскликнул: «Боже мой, какой я идиот, какого замечательного осла не уберег: только он научился ничего не есть, как тут же соропостижно скончался».
Это так, к слову пришлось, о вреде излишнего педантизма, который при обсуждении авторской песни, уж никак не нужен. Теперь к упорно обсуждаемой проблеме слетов авторской песни: один педант заметил, что, если бардам давать меньше пить, они все равно поют. И решил он постепенно отучить их опьяняться совсем… Далее по фабуле предыдущего анекдота.
В любом деле нужна мера и понимание первопричин того или иного явления жизни, которая, кстати, не нами придумана…
Авторская песня выросла в мощное общественное движение в тисках трезвой, как сода, советской идеологии, как раз потому, что она несла людям светло-радостное опьянение дружбой, чистой любовью и основанной на них роскошью общения. И крепкие напитки были, есть и будут лишь средством побыстрее снять, растворить барьеры, которые нагромаждает жесткий окружающий мир. Энергетика жизни все время повышается, выжигая в человеке сокровенные, первородные чувства и помыслы. Чтобы выжить в современном мире надо бежать все быстрее и быстрее, надо заковать свою душу в панцырь, иначе морально или аморально сожрут друзья-конкуренты, до возвышенных ли чувств здесь?! Многоуважаемый Алексей Бурцев привел замечательные слова Булата Окуджавы, о том, что в нынешнем громком мире хоть кричи, все равно тебя не услышат. Еще Алексей, весьма кстати, озвучил мнение мудрого Юрия Лореса о том, что авторская песня – жанр, где дистанция между исполнителем и слушателем минимальна. Полностью согласен с мэтрами – авторская песня дело тонкое и божественно-интимное, для ее восприятия необходимо особое настороение. Вот и ударяемся во все тяжкие, чтобы забыться, сокрушить барьеры, оторваться от порабощающей повседневности, раскрыться душой, которая жаждет негромкого, мудрого, отражающего красоту вселенной слова. Сегодня денежные средства позволяют течь винам рекой. И тут не сразу, и не каждый может найти золотую средину. Но, думается, не стоит и преувеличивать проблему, ведь за беспробудным пьянством наступает не менее беспредельно-тяжкое похмелье, которое лучше всяких писихиатров наставляет: не там ты искал радость. Конечно, это не касается алкоголиков и шизофреников, которых, как бабочек на огонь, манит скопление народа, да еще и поющего, да на природе, да под костерок. Увы, они были есть и будут, хоть ты на Эльбрус перенеси слет. Думается, надо идти не вдаль, а вглубь души.
Несколько лет назад по ящику упорно крутили рекламу, главным слоганом которой было: «Наступила эра наваристого говяжьего супа». Все, хватит, нажрались. Рано или поздно должна наступить эра всеобщего похмелья и затем отрезвления, правда потом все опять повторится, но это будет потом. А пока вернемя к нашим… диванам, а лучше к стульям на кухнях. Заварим крепчайшего чайку и поразмыслим, а действительно, что же такое авторская песня, очередной ренесанс которой, хочется верить, не за такими уж большими горами.
Во-первых, вызывало и вызывает миллион нареканий само название жанра. По здравому разумению, любая песня, хоть народная, хоть блатная-хороводная и т.д. - авторская. И все же это название прикипело к совершенно определенному виду песен, которые мы безошибочно узнаем среди бесчисленного множества произведений других жанров. Более того большинство музыкальных жанров: и классика, и джаз, и шансон, и рок-н-ролл, и восточные напевы, и армейская песня, и… и… и… совершенно органично присутствуют в жанре авторской песни. Она, можно сказать, всеядна. И, тем не менее, авторскую песню мы уверенно узнаем среди любого смешения стилей и направлений музыки и поэзии. И мне, думается, в самом, устоявшемся за многие годы, названии, виден, если внимательно присмотреться, прямой ответ на вопрос, чем авторская песня отличается от других, не менее уважаемых жанров.
В авторской песне (АП) четко выражена - авторская позиция. Это важнейший признак по которому мы узнаем АП. Неспроста в нашем жанре доминирующим стало негромкое, задушевное гитарное сопровождение текстов, которое не забивает, а наоборот помогает донести не только красоту и смысл, но и особую авторскую интонацию исполнения. Достаточно вспомнить, что стало с песнями Высоцкого, когда он исполнил их под эстрадный оркестр. Когда мы слышим в исполнении Кукина под гитару «За туманом», мы, буквально, видим эти «горы, солнце, пихты, песни и дожди»… и очаровываемся романтикой, которой пропитаны слова и голос автора. А когда эту же песню подхватили громкогласные ВИА, народ тут же сказал «не верю», присочинив, что «за туманом ездят только дураки». Итак, авторская позиция, можно сказать, присутствие образа автора, его честная, убедительная интонация - главное условие для жанра авторской песни.
Второе условие - плотность и, что гораздо важней, глубина смысла.
Несколько лет назад на весенем краснодарском фестивале пришлось поучаствовать в стихийно возникшей полемике на тему, что же такое авторская песня. На фестиваль приехала из какого-то кубанского района замечательная певица, с глубоким грудным голосом. И песня у нее была правильная: страдательная баллада о бойцах, не вернувшихся с войны. Но на прослушке ее не допустили до конкурса. Девушку, судя по всему, прислал на фестиваль по разнарядке сверху районный отдел молодежи, и его представителям было очень обидно и зло, что каких-то безголосых хрипунов пропускают на конкурс, а народный чистый талант зажимают. Я находился как раз рядом, и чтобы атмосферу фестиваля не испортил стихийный митинг бывших комсомольцев взял огонь на себя, попытавшись объяснить ситуацию. В нервной обстановке соображать приходилось очень быстро, ища нужные аргументы. Разговор о том, что девица выступала не в том жанре, быстро захлебнулся: рядом в корридоре, разминая голосовые связки, конкурсанты орали и рок, и военные баллады, и что-то народное. Мои аппоненты только укрепили свою позицию. О вокале и манере исполнения вообще не стоило заводить речь. И тут в жарком споре, мне кажется, удалось нащупать зерно истины. Я заговорил о плотности смысла, который в авторской песне доведен до высоких вершин. И мне, кажется, удалось убедить селян, что их песня была написана… ради песни на заданную тему. А в АП все обстоит как раз наоборот. Настоящая песня пишется не потому, что надо ее написать, а потому, что нельзя ее не написать. Этот принцып, собственно говоря, касается всего творческого процесса, и сформулирован был еще прозаиком Драйзером «можешь не писать – не пиши!» Разница лишь в том, что в АП побудительный мотив для автора должен быть очень глубоко прочувстванным и осмысленным. А отсюда, неизбежно возникает искреннее стремление максимально полно насытить смыслом на еденицу слова выражение глубинных мыслей.
Под стать глубине смысла должна быть и возвышенность чувств, и это третья отличительная черта АП. Даже в самоироничном блокбастере «Что такое авторская песня?» мы отчетливо слышим, что автора сподвигли на его написание чувства отнюдь не из нижних отделов спинного мозга. Произведения написанные под влиянием этой части тела и для нее так и называются «попса». Любовная лирика, воздыхательные, переживательные произведения принадлежат сердцу. Чувства, которыми живет и питается АП гораздо выше. Это, скорей, прозведение сердца и ума. Такая гремучая смесь огня и пороха порождает взрывы поистине космических чувств, заставляющих бежать мурашки по спине и в полном восхищении аплодировать лучшим авторам. Во всяком случае, именно такие чувства я испытывал, когда дюжину лет назад вплотную, без посредников знакомился с творчеством, ощутил масштаб личности таких мэтров, как Владимир Ланцберг, Виктор Попов, Юрий Лорес, Владимир Оксиковский. От их огня и сам загорелся, у Анатолия Задорожнюка почерпнул искру братской задушевности.
А Бурцев для меня давно стал примером беззаветной преданности АП, вот только промелькнувшее в его реплике на форуме неприлично звучащее словечко «мутация» насторожило. Надо, думается, эт дело, спервоначалу-то как след помыть, а потом уж переходить к чистке перышек.
Извините, за спонтанный каламбур. Ну нельзя о серьезном все время говорить серьезно.
Тем временем пора суммировать: для АП непреложны три составляющих: авторская позиция, плотность и глубина смысла, возвышенность чувств. Они также едины и гармонично сочетаются в каждой авторской песне, как едины и неделимы Отец, Сын и Святой Дух в религии. По сути, это триединство: путника, пути и цели пути в одном флаконе харктерно для всех талантливых произведений во всех жанрах от древних мифов до наставлений по выращиванию кроликов. Только, когда замысел автора, его идея и движущая сила идеи приведены в гармонию мы безошибочно говорим, что это гениальное произведение, ибо оно отражает гармонию самой вселенной, что мы и чувствуем на подсознательном уровне. Но в отличие от попсы, рока, где превалируют сила чувств или энергетика, и неважно какого они уровня, в АП ценится прежде всего возвышенная гармония. Отсюда и масштаб личности авторов АП и ее потрясающая сила воздействия. И не удивительно, что именно в Советском Союзе, где государство попыталось наложить железную лапу не только на тело, но и на душу человека, бардовское движение приобрело общенациональные масштабы.
Барды, бояны, ашуги и т.д. существовали всегда и везде, где есть люди. Менялись эпохи, совершенствовались музыкальные инструменты, стихотворные размеры, но они чувствовали и пели всегда об одном - о гармонии вселенной. Не каждому эта гармония слышна, особенно в разухабистую эру наваристого говяжьего супа. Тем более, други мои, нам выпала великое дело: сохранить и передать потомкам все, что прочувстванно и выстраданно нашими великими предками. В их откровениях великая тайна жизни отражена. И они, и мы занимаемся этим делом не ради долга и наживы, а по зову сердца и души. Если говорить образно, через авторскую песню к нам обращается, сам Автор всего сущего. Прошу не считать это каким-то религиозным заскоком. Просто образ очень мощный, и так гармонирует с названием «Авторская песня». В любом случае она была, есть и будет отражением высших чувств и гармонии, и никакие грязные мутации ей не страшны, жизнь ведь, как бы она не усложнялась, устроена по одному и тому же принципу, который, также лежит и в основе нашего любимого жанра авторской песни. Надо лишь и дальше открывать все новые горизонты жизни и честно отражать их в своих песнях, пробуждая в себе и даря друзьям радость гармонии бытия во всех его проявлениях.
Да, кстати, я спрашивал ранее, кто же режиссер этого театра одного актера, как назвал авторскую песню Юрий Лорес. Никто не ответил. Теперь может быть дождусь? Вопрос не праздный!
Вообще, на эту тему можно говорить бесконечно, но вот как получилось, так получилось. Надеюсь на ответ.
Для того, чтобы людям незнакомым мои мысли не показались легковесными, немного о себе. В 1999 году стал лауреатом фестиваля «Город зажигает огни», настоящий еще был фестиваль, серьезный. Председателем жюри был Виктор Попов. Главный приз получал из рук нынешнего админа. Десять лет веду кружок авторской песни в профессиональном усилище г. Приморско-Ахтарска. Ничем незаменимая школа. Если хочешь научиться сам, начни учить другого. Был в числе основателей клуба «Восхождение» и затем слета на Ясенской косе. Так и идем вместе по жизни. В этом году, в августе будет уже пятнадцатый слет. Приезжайте! Не пожалеете. Начав творческую жизнь в авторской песне, продолжил ее в журналистике. В прошедшем году получил звание «Золотое перо Кубани» за напечатанный в журнале «Родная Кубань» очерк в «Объятиях седого Бейсуга», на все ту же тему: гармонии человека и природы, в данном случае, уникального Бейсугского лимана, омывающего с востока Ясенскую косу. Желающим могу выслать текст. Адрес присылайте на форум.
На этом все, спасибо за внимание и сочувствие. До встречи.
Начато 7.01, закончено 9.01 в 2 часа. Окончательно отредактировано 9.01 в 17.00
Как и обещал, я через шесть дней непрерывных застолий заставил себя сесть за компьютер и выдать на гора накопившиеся за многие годы мысли, что же такое авторская песня, в чем ее непреходящая сила. Для начала перечитал еще раз все мнения друзей-товарищей на нашем форуме. И как-то само собой вспомнился, прочитанный лет десять назад в сборнике древнеримских юморесок анекдот. Меня тогда поразило, что анекдоту две тыщи, а может и больше лет, а он совершенно не потерял актуальности. Итак вечная история: «Один педант (их оказывается уже в Древнем Риме была тьма-тьмущая) заметил, что если ослу дать еды немного меньше, чем обычно, он все равно упрямо везет прежний груз. Педант на следующий день дал еще меньше корма, осел все равно выполнил свою работу. В мозгу, привыкшего раскладывать все по полочкам, человека сразу же возникла закономерность: раз осел может есть меньше и меньше, и при этом по-прежнему работает, то можно постепенно приучить его обходиться без пищи совсем. Надо только грамотно построить график уменьшения рациона, чтобы животное не страдало, отвыкая от вредной привычки есть. Сказано - сделано, осел ел все меньше и меньше. Педант не мог нарадоваться, подсчитывая экономию. Вскоре он вообще перестал давать корм животному. Осел продержался еще какое-то время и, естественно, околел. И тут педант в горести воскликнул: «Боже мой, какой я идиот, какого замечательного осла не уберег: только он научился ничего не есть, как тут же соропостижно скончался».
Это так, к слову пришлось, о вреде излишнего педантизма, который при обсуждении авторской песни, уж никак не нужен. Теперь к упорно обсуждаемой проблеме слетов авторской песни: один педант заметил, что, если бардам давать меньше пить, они все равно поют. И решил он постепенно отучить их опьяняться совсем… Далее по фабуле предыдущего анекдота.
В любом деле нужна мера и понимание первопричин того или иного явления жизни, которая, кстати, не нами придумана…
Авторская песня выросла в мощное общественное движение в тисках трезвой, как сода, советской идеологии, как раз потому, что она несла людям светло-радостное опьянение дружбой, чистой любовью и основанной на них роскошью общения. И крепкие напитки были, есть и будут лишь средством побыстрее снять, растворить барьеры, которые нагромаждает жесткий окружающий мир. Энергетика жизни все время повышается, выжигая в человеке сокровенные, первородные чувства и помыслы. Чтобы выжить в современном мире надо бежать все быстрее и быстрее, надо заковать свою душу в панцырь, иначе морально или аморально сожрут друзья-конкуренты, до возвышенных ли чувств здесь?! Многоуважаемый Алексей Бурцев привел замечательные слова Булата Окуджавы, о том, что в нынешнем громком мире хоть кричи, все равно тебя не услышат. Еще Алексей, весьма кстати, озвучил мнение мудрого Юрия Лореса о том, что авторская песня – жанр, где дистанция между исполнителем и слушателем минимальна. Полностью согласен с мэтрами – авторская песня дело тонкое и божественно-интимное, для ее восприятия необходимо особое настороение. Вот и ударяемся во все тяжкие, чтобы забыться, сокрушить барьеры, оторваться от порабощающей повседневности, раскрыться душой, которая жаждет негромкого, мудрого, отражающего красоту вселенной слова. Сегодня денежные средства позволяют течь винам рекой. И тут не сразу, и не каждый может найти золотую средину. Но, думается, не стоит и преувеличивать проблему, ведь за беспробудным пьянством наступает не менее беспредельно-тяжкое похмелье, которое лучше всяких писихиатров наставляет: не там ты искал радость. Конечно, это не касается алкоголиков и шизофреников, которых, как бабочек на огонь, манит скопление народа, да еще и поющего, да на природе, да под костерок. Увы, они были есть и будут, хоть ты на Эльбрус перенеси слет. Думается, надо идти не вдаль, а вглубь души.
Несколько лет назад по ящику упорно крутили рекламу, главным слоганом которой было: «Наступила эра наваристого говяжьего супа». Все, хватит, нажрались. Рано или поздно должна наступить эра всеобщего похмелья и затем отрезвления, правда потом все опять повторится, но это будет потом. А пока вернемя к нашим… диванам, а лучше к стульям на кухнях. Заварим крепчайшего чайку и поразмыслим, а действительно, что же такое авторская песня, очередной ренесанс которой, хочется верить, не за такими уж большими горами.
Во-первых, вызывало и вызывает миллион нареканий само название жанра. По здравому разумению, любая песня, хоть народная, хоть блатная-хороводная и т.д. - авторская. И все же это название прикипело к совершенно определенному виду песен, которые мы безошибочно узнаем среди бесчисленного множества произведений других жанров. Более того большинство музыкальных жанров: и классика, и джаз, и шансон, и рок-н-ролл, и восточные напевы, и армейская песня, и… и… и… совершенно органично присутствуют в жанре авторской песни. Она, можно сказать, всеядна. И, тем не менее, авторскую песню мы уверенно узнаем среди любого смешения стилей и направлений музыки и поэзии. И мне, думается, в самом, устоявшемся за многие годы, названии, виден, если внимательно присмотреться, прямой ответ на вопрос, чем авторская песня отличается от других, не менее уважаемых жанров.
В авторской песне (АП) четко выражена - авторская позиция. Это важнейший признак по которому мы узнаем АП. Неспроста в нашем жанре доминирующим стало негромкое, задушевное гитарное сопровождение текстов, которое не забивает, а наоборот помогает донести не только красоту и смысл, но и особую авторскую интонацию исполнения. Достаточно вспомнить, что стало с песнями Высоцкого, когда он исполнил их под эстрадный оркестр. Когда мы слышим в исполнении Кукина под гитару «За туманом», мы, буквально, видим эти «горы, солнце, пихты, песни и дожди»… и очаровываемся романтикой, которой пропитаны слова и голос автора. А когда эту же песню подхватили громкогласные ВИА, народ тут же сказал «не верю», присочинив, что «за туманом ездят только дураки». Итак, авторская позиция, можно сказать, присутствие образа автора, его честная, убедительная интонация - главное условие для жанра авторской песни.
Второе условие - плотность и, что гораздо важней, глубина смысла.
Несколько лет назад на весенем краснодарском фестивале пришлось поучаствовать в стихийно возникшей полемике на тему, что же такое авторская песня. На фестиваль приехала из какого-то кубанского района замечательная певица, с глубоким грудным голосом. И песня у нее была правильная: страдательная баллада о бойцах, не вернувшихся с войны. Но на прослушке ее не допустили до конкурса. Девушку, судя по всему, прислал на фестиваль по разнарядке сверху районный отдел молодежи, и его представителям было очень обидно и зло, что каких-то безголосых хрипунов пропускают на конкурс, а народный чистый талант зажимают. Я находился как раз рядом, и чтобы атмосферу фестиваля не испортил стихийный митинг бывших комсомольцев взял огонь на себя, попытавшись объяснить ситуацию. В нервной обстановке соображать приходилось очень быстро, ища нужные аргументы. Разговор о том, что девица выступала не в том жанре, быстро захлебнулся: рядом в корридоре, разминая голосовые связки, конкурсанты орали и рок, и военные баллады, и что-то народное. Мои аппоненты только укрепили свою позицию. О вокале и манере исполнения вообще не стоило заводить речь. И тут в жарком споре, мне кажется, удалось нащупать зерно истины. Я заговорил о плотности смысла, который в авторской песне доведен до высоких вершин. И мне, кажется, удалось убедить селян, что их песня была написана… ради песни на заданную тему. А в АП все обстоит как раз наоборот. Настоящая песня пишется не потому, что надо ее написать, а потому, что нельзя ее не написать. Этот принцып, собственно говоря, касается всего творческого процесса, и сформулирован был еще прозаиком Драйзером «можешь не писать – не пиши!» Разница лишь в том, что в АП побудительный мотив для автора должен быть очень глубоко прочувстванным и осмысленным. А отсюда, неизбежно возникает искреннее стремление максимально полно насытить смыслом на еденицу слова выражение глубинных мыслей.
Под стать глубине смысла должна быть и возвышенность чувств, и это третья отличительная черта АП. Даже в самоироничном блокбастере «Что такое авторская песня?» мы отчетливо слышим, что автора сподвигли на его написание чувства отнюдь не из нижних отделов спинного мозга. Произведения написанные под влиянием этой части тела и для нее так и называются «попса». Любовная лирика, воздыхательные, переживательные произведения принадлежат сердцу. Чувства, которыми живет и питается АП гораздо выше. Это, скорей, прозведение сердца и ума. Такая гремучая смесь огня и пороха порождает взрывы поистине космических чувств, заставляющих бежать мурашки по спине и в полном восхищении аплодировать лучшим авторам. Во всяком случае, именно такие чувства я испытывал, когда дюжину лет назад вплотную, без посредников знакомился с творчеством, ощутил масштаб личности таких мэтров, как Владимир Ланцберг, Виктор Попов, Юрий Лорес, Владимир Оксиковский. От их огня и сам загорелся, у Анатолия Задорожнюка почерпнул искру братской задушевности.
А Бурцев для меня давно стал примером беззаветной преданности АП, вот только промелькнувшее в его реплике на форуме неприлично звучащее словечко «мутация» насторожило. Надо, думается, эт дело, спервоначалу-то как след помыть, а потом уж переходить к чистке перышек.
Извините, за спонтанный каламбур. Ну нельзя о серьезном все время говорить серьезно.
Тем временем пора суммировать: для АП непреложны три составляющих: авторская позиция, плотность и глубина смысла, возвышенность чувств. Они также едины и гармонично сочетаются в каждой авторской песне, как едины и неделимы Отец, Сын и Святой Дух в религии. По сути, это триединство: путника, пути и цели пути в одном флаконе харктерно для всех талантливых произведений во всех жанрах от древних мифов до наставлений по выращиванию кроликов. Только, когда замысел автора, его идея и движущая сила идеи приведены в гармонию мы безошибочно говорим, что это гениальное произведение, ибо оно отражает гармонию самой вселенной, что мы и чувствуем на подсознательном уровне. Но в отличие от попсы, рока, где превалируют сила чувств или энергетика, и неважно какого они уровня, в АП ценится прежде всего возвышенная гармония. Отсюда и масштаб личности авторов АП и ее потрясающая сила воздействия. И не удивительно, что именно в Советском Союзе, где государство попыталось наложить железную лапу не только на тело, но и на душу человека, бардовское движение приобрело общенациональные масштабы.
Барды, бояны, ашуги и т.д. существовали всегда и везде, где есть люди. Менялись эпохи, совершенствовались музыкальные инструменты, стихотворные размеры, но они чувствовали и пели всегда об одном - о гармонии вселенной. Не каждому эта гармония слышна, особенно в разухабистую эру наваристого говяжьего супа. Тем более, други мои, нам выпала великое дело: сохранить и передать потомкам все, что прочувстванно и выстраданно нашими великими предками. В их откровениях великая тайна жизни отражена. И они, и мы занимаемся этим делом не ради долга и наживы, а по зову сердца и души. Если говорить образно, через авторскую песню к нам обращается, сам Автор всего сущего. Прошу не считать это каким-то религиозным заскоком. Просто образ очень мощный, и так гармонирует с названием «Авторская песня». В любом случае она была, есть и будет отражением высших чувств и гармонии, и никакие грязные мутации ей не страшны, жизнь ведь, как бы она не усложнялась, устроена по одному и тому же принципу, который, также лежит и в основе нашего любимого жанра авторской песни. Надо лишь и дальше открывать все новые горизонты жизни и честно отражать их в своих песнях, пробуждая в себе и даря друзьям радость гармонии бытия во всех его проявлениях.
Да, кстати, я спрашивал ранее, кто же режиссер этого театра одного актера, как назвал авторскую песню Юрий Лорес. Никто не ответил. Теперь может быть дождусь? Вопрос не праздный!
Вообще, на эту тему можно говорить бесконечно, но вот как получилось, так получилось. Надеюсь на ответ.
Для того, чтобы людям незнакомым мои мысли не показались легковесными, немного о себе. В 1999 году стал лауреатом фестиваля «Город зажигает огни», настоящий еще был фестиваль, серьезный. Председателем жюри был Виктор Попов. Главный приз получал из рук нынешнего админа. Десять лет веду кружок авторской песни в профессиональном усилище г. Приморско-Ахтарска. Ничем незаменимая школа. Если хочешь научиться сам, начни учить другого. Был в числе основателей клуба «Восхождение» и затем слета на Ясенской косе. Так и идем вместе по жизни. В этом году, в августе будет уже пятнадцатый слет. Приезжайте! Не пожалеете. Начав творческую жизнь в авторской песне, продолжил ее в журналистике. В прошедшем году получил звание «Золотое перо Кубани» за напечатанный в журнале «Родная Кубань» очерк в «Объятиях седого Бейсуга», на все ту же тему: гармонии человека и природы, в данном случае, уникального Бейсугского лимана, омывающего с востока Ясенскую косу. Желающим могу выслать текст. Адрес присылайте на форум.
На этом все, спасибо за внимание и сочувствие. До встречи.
Начато 7.01, закончено 9.01 в 2 часа. Окончательно отредактировано 9.01 в 17.00
олег ефименко- Сообщения : 103
Дата регистрации : 2009-11-23
Возраст : 63
Откуда : Приморско-Ахтарск
Re: Что же такое Авторская песня?
Огромное СПАСИБО ! Полностью согласен с Олегом .
Кто режисер ? Мне кажется -душа. Душа поэта, барда, человека. А может я и ошибаюсь.
Кто режисер ? Мне кажется -душа. Душа поэта, барда, человека. А может я и ошибаюсь.
Анатолий Тынянов- Сообщения : 58
Дата регистрации : 2009-10-17
Возраст : 56
Откуда : ст. Северская, Краснодарский край
Re: Что же такое Авторская песня?
Спасибо, Олег! Недаром я ждал твоего вступления в разговор...
Умно, эмоционально, интересно!
Так глядишь и оживёт наш форум...
Умно, эмоционально, интересно!
Так глядишь и оживёт наш форум...
Страница 1 из 2 • 1, 2
Похожие темы
» Добро пожаловать!
» Что для меня авторская песня
» Авторская песня сегодня
» Плохое и хорошее в авторской песне
» Международная интерактивная конференция "Авторская песня: вчера, сегодня. Завтра? "
» Что для меня авторская песня
» Авторская песня сегодня
» Плохое и хорошее в авторской песне
» Международная интерактивная конференция "Авторская песня: вчера, сегодня. Завтра? "
Страница 1 из 2
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения