Наш костерок
Присаживайтесь к Костерку.

Join the forum, it's quick and easy

Наш костерок
Присаживайтесь к Костерку.
Наш костерок
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Что для меня авторская песня

Участников: 3

Перейти вниз

Что для меня авторская песня Empty Что для меня авторская песня

Сообщение  Олег Рябов Сб 18 Фев 2012 - 16:26

Всё больше проводится фестивалей авторской песни повсюду, их количество несметно возрастает, а качество стремительно снижается, и уже не услышишь, пожалуй, нигде хорошего концерта, нормально выстроенного по качественным параметрам. Одинаково хорошего исполнения от участников ждать, конечно же, не следует, однако разместить песни в ряд «от менее к более» организаторам вполне по силам, однако они совершенно не обращают на это внимание, забавляются как им хочется, не сильно заботясь о мнении других. Но это мелочи по сравнению с качеством песен вообще. Всё больше появляется на сцене молодых исполнителей, а особливо авторов, которые и слыхом не слыхивали об Анчарове, Клячкине, Вахнюке, Бачурине, Ланцберге… Мало кто из молодёжи слышал о Галиче, Городницком, Кукине, Берковском, Киме. И уж, пожалуй, все слышали об Окуджаве, Визборе, Высоцком. Иначе было бы стыдно. А кое-кто может быть слышал не только их имена, но даже песни. Некоторые из них, возможно, даже могут спеть кое-что из этих авторов – столпов авторской песни, зародившейся в студенческой среде – в стройотрядах, турпоходах, на кухонных посиделках, в экспедициях.
Друзья мои, друзья, начать бы всё с начала… Помню, будучи старшеклассником, я впервые услышал песни Окуджавы, Визбора, Городницкого, Кима, Никитина… И не только. Эти песни сопровождали нас в походах, они были настолько проникновенны, искренни, просты для исполнения, а, главное, душевны, что стали частью нас самих. В то время трудно было находить новые песни. Но радиостанция «Юность» по четвергам транслировала передачу «Барды и менестрели», которую мы неизменно записывали на старенький магнитофон, пополняя свой уже солидный репертуар. Песня придавала что-то невыразимо-неповторимое, щемящее и костру, и палатке и шуму сосен над головой и захватывающему величию и спокойствию гор. Теперь-то понятно, что с этой лёгкой песенной грустью в наши души неслышно, незаметно входила-вплывала, чтобы остаться там навсегда любовь. Любовь к горам, к природе, к Родине. Эти песни учили нас мужеству, патриотизму, нежности, любви, лирике, доброте, искренности, честности, порядочности, дружбе. Они учили нас жить, делали нас людьми. Я имею в виду, конечно, настоящие песни, написанные настоящими поэтами, о которых я только что говорил. Их песни проверены временем, в них – настоящая поэзия, напевная музыка, которую хочется и можется петь практически любому человеку со слухом. Такие песни мы называем песнями «98-й пробы» и храним-то мы их в «золотом сундучке» и вынимаем их оттуда нечасто, чтобы они не затёрлись. Среди них – несколько песен Ады Якушевой, Новеллы Матвеевой.
Надо заметить, что эти самодеятельные песни (термин такой) выражали мысли автора, не всегда согласного с линией правительства, которое думало, что в стране всё ну просто замечательно, а потому эстрада тех лет была перенасыщена песнями-декларациями, написанными профессиональными поэтами и композиторами по соцзаказу . Проще говоря, эти песни вызывали у правительства неприятие их как чего-то вольнодумного, диссидентского. Появившиеся по стране клубы самодеятельной песни (КСП) стали предметом особого внимания КГБ. Его сотрудники под видом туристов пытались попасть на фестивали КСП, чтобы не выпускать их из поля зрения. Мой друг рассказывал мне, как красиво московские КСПэшники отделывались от КГБэшников, уезжая на электричке от Москвы на десятки километров до какой-то станции, затем пешком углублялись в лес километров на 20 по болотам, но своего добивались – фестиваль был «чистым». В этом было что-то от революции- романтика. Что ни говори, а КГБ – контора серьёзная и с ней шутки плохи. Но запретный плод сладок. Многое переменилось с тех пор – партия и КГБ почили в бозе, и КСП, развернув победные знамёна, вышли из подполья, громко бренча своими гитарами. У них был торжественный вид победителей, а в глазах недвусмысленно читалось: «Ну, мы вам теперь покажем!».
Однако давно известно – если хочешь развалить какое-то неугодное дело – разреши его. Первые несколько лет народ упивался победой, свободой от всего, демократией, гласностью и прочими прелестями пришедшего «нового времени». Стало можно писать песни о том и о сём, о чём раньше можно было не писать. Но почему же не писать, если можно ничего не бояться – КГБ-то уже нет. Точнее, КГБ ещё был, но ему было сказано: не замай! у нас демократия и гласность! Что говорить, рванулись барды к гитарам и микрофонам (а это, чтобы больше народу их слышало!) и начали сочинять и петь! Много насочиняли и много напели разного – то про демократию, то про Чернобыль, то про войны. Поменялось время – можно стало всё, поменялось время – поменялись темы песен, поменялось время – поменялись люди, подросло, а где и выросло новое поколение, да кроме того, примкнули к «бардам», подчиняясь моде, взрослые дяди, узнавшие, что такое «ля-минор» и как он берется на гитаре. Словом сказать, многолюдно стало на фестивалях, но многие эти люди, которые тоже навострились сочинять песни под гитару, не знают ни истоков КСП как движения, ни песен (так называемой классики), ни основоположников. Вот и получается, что их песни, написанные от чистого сердца, на несколько порядков ниже тех, что написаны задолго до них . Понижается уровень песен, и как результат, размывается жанр авторской песни как таковой. Часто приходилось наблюдать весьма посредственные фестивали, на которых участникам вручаются дипломы 1,2,3 степени, что совершенно недопустимо: уж если не тянет человек на 1 степень, так вручите ему 2-ю, а то и 3-ю, тогда он поймёт, что ему ещё надо работать, чтобы расти. А то многие кичатся своими наградами 1 степени, которые и 3-й-то не стоят. Что? На безрыбье и рак – рыба? Развращается народ. О каком тут воспитании и привитии вкуса можно говорить? О привитии дурного вкуса – да. Не следует организаторам фестивалей, малодушно идти на поводу юных дарований, давать поблажку. Надо тактично, но твердо, дать понять, что им надо ещё многому учиться. Они потом благодарить будут, да и уровень фестиваля не пострадает. Но, к сожалению, среди организаторов таких мероприятий всё больше становится «примкнувших», большею частью некомпетентных людей, или (что гораздо хуже) преследующих свои меркантильные, политические или тщеславные цели. Они руководят как умеют, а о вреде, наносимом ими ещё неокрепшим душам, не то, что не догадываются, но даже и слушать не желают. Но, как говорят, надежда умирает последней. Конечно, с начинающими авторами следует обходиться деликатно, чтобы не отбить охоту к сочинительству, однако это уже другая тема…
Вообще говоря, авторская песня это не только атрибут туристских походов, но ещё и мощный инструмент сплочения, объединения людей. Более того, когда люди поют вместе, они поневоле учатся слышать, понимать и чувствовать друг друга. Ведь без всего этого просто невозможно чисто и красиво исполнить песню. А настоящий автор или хороший исполнитель выходит к микрофону не для самолюбования, а чтобы что-то дать слушателю, поделиться с ним сокровенными мыслями, заставить задуматься или развеселиться, передать своё душевное состояние. Хорошо исполненное многоголосье способно проникнуть в людские души, пробуждая добрые чувства, а порой вызывая слёзы. Вот что такое настоящая песня. Она – триедина: слова, музыка, исполнение.
К сожалению, в настоящее время авторская песня претерпевает настоящий кризис: она мельчает, несмотря на рост популярности бардовского движения. Все меньше настоящей поэзии, всё большее внимание обращается на музыкальное оформление, аранжировки, голосовые данные исполнителя, словом, всё больше она становится похожей на «попсу». Во главу угла ставится умение владеть инструментом, голосом. А авторская песня исполняется больше душой, чем голосом. Можно использовать синтезатор, электронные инструменты, все эти залежи современной техники, но чем вы замените проникновенность, задушевность, теплоту в голосе, доверительность интонаций?.. К тому же, весьма посредственные стихи, именуемые текстом, не заменят настоящей поэзии. Уже хотя бы поэтому начинающим авторам следует почаще обращаться к творчеству Высоцкого, Визбора, Окуджавы, Городницкого, Клячкина, Кукина, Кима. Хотя многие из молодых считают себя вполне самодостаточными: «А зачем они мне? Я сам автор!». По этому поводу хочется привести строки Давида Самойлова.
Вот и все. Смежили очи гении.
И когда померкли небеса,
Словно в опустевшем помещении
Стали слышны наши голоса.

Тянем, тянем слово залежалое,
Говорим и вяло и темно.
Как нас чествуют и как нас жалуют!
Нету их. И все разрешено.

Тут ещё от воспитания многое зависит. Без издержек в жизни не бывает, есть они и в воспитании. Автор-то ты автор, да вот только автор чего? Пушкин, наверное, не был бы Пушкиным без глубокого и серьёзного изучения наследия русской и зарубежной литературы.
В одном из песенных клубов на стене висел плакат: «Не оскорбляй песню разговорами и суетой». И это было совершенно нелишним: песня – субстанция очень субтильная, т.е., тонкая, нежная, деликатная, хрупкая, и постоять за себя она не может. Никто не входил в помещение во время звучания песни – дожидались ее окончания. Это, между прочим, красноречивее всего говорит об уровне культуры людей. Так что авторская песня, что ни говори, воспитывает человека.
Совершенно невозможно было представить себе ситуацию, когда на фестивале звучали бы пошлые переложения анекдотов, невнятное исполнение . Песня (тонкая, нежная, деликатная) заставляла слушателей становиться лучше, чище, добрее…
Пришло время помочь авторской песне, как она всегда помогала нам. Нельзя спокойно наблюдать как песню используют в своих целях нечистоплотные люди, а равнодушные трусливо молчат.

Олег Рябов

Сообщения : 9
Дата регистрации : 2012-01-26
Возраст : 76
Откуда : Армавир-Майкоп

Вернуться к началу Перейти вниз

Что для меня авторская песня Empty Re: Что для меня авторская песня

Сообщение  Владимир Л Яковлев Вт 21 Фев 2012 - 14:28

На нашем портале стоит клип с песней в исполнении ансамбля ВИЗИТ из города Кореновска.
Это, на мой взгляд, то, что однозначно относится к нашему жанру!
Вглядитесь в эти лица... В них и именно в них будущее и жанра, и движения!
Владимир Л Яковлев
Владимир Л Яковлев
Admin

Сообщения : 1005
Дата регистрации : 2009-10-04
Возраст : 71
Откуда : г. Краснодар

http://www.chitalnya.ru/users/vovkost/

Вернуться к началу Перейти вниз

Что для меня авторская песня Empty Re: Что для меня авторская песня

Сообщение  Ольга Вт 21 Фев 2012 - 16:38

Может, было бы правильнее вернуть замечательную статью неуважаемого мною т. Олега Рябова, а то ведь завтра он заявит, что Армавирский Фестиваль загубил Вл. Яковлев... Митрофаненко ( ничего плохого о его творчестве и его деятельности в своём "амплуа" говорить не буду) уже открытые письма писал... А фестиваль "ГОРОД ЗАЖИГАЕТ ОГНИ" теперь кто организовывает?
Ольга
Ольга

Сообщения : 134
Дата регистрации : 2009-10-14
Возраст : 53
Откуда : г. Краснодар

http://www.stihi.ru/avtor/ost07ol

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения