Авторская песня сегодня
Страница 1 из 1
Авторская песня сегодня
Николай Богомолов ( Москва, литературовед, доктор филологических наук)
Что мы понимаем под авторской песней?
Если «песню для узкого круга», т.е. существующую в небольших компаниях, то она, я думаю, существовать будет примерно на тех же основаниях, что существовала и ранее, начиная с 1950-х годов. Как говорил Игорь Зимин: «Она будет жить, пока будут сапоги, штормовки, леса, костры – и люди, которые туда ходят». Сейчас ясно, что вместо сапог и штормовок могут быть джипы, удобные тенты и пр., но все равно песни будут существовать, хотя и в разных вариациях.
Смогут существовать, хотя и не процветая, коммерческие варианты ностальгирования. Опыт Никитиных, Митяева, концертов памяти Визбора, даже «Гнезда глухаря» об этом свидетельствует. Но думаю, что даже в Петербурге собрать приличную аудиторию на такие вечера трудно. Москва – ну и, возможно, русские общины в Израиле, США, Германии.
Возрождение же АП в том ее виде, какой мы застали в расцвете (60-70-е годы), для меня сомнительно. Почему? Давайте попробуем разобраться.
Во-первых, произошли изменения (и, боюсь, необратимые) в отношении общества и искусства. Первое «восстание масс», описанное Ортегой-и-Гассетом, повлекло за собой возникновение масскульта. Происходящее на наших глазах второе «восстание масс» уничтожает культуру в нашем прежнем понимании. Творец оказывается отодвинут на задний план, потому что без него вполне можно существовать. Нащелкал телефоном или iPad’ом 300 фотографий, вывесил в интернет – и этого довольно. Вместо музыки – караоке: сам(а) спел(а), и прекрасно. Сочинил стишок, вывесил его на «Стихи.ру», и больше ничего не надо: ни тебе эксперта-поэта, ни зав. отделом, ни главного редактора журнала. Ведь даже в той сфере, которая нас интересует, еще существовала ценностная градация: Окуджава не был равен имяреку, потому что он говорил то, чего имярек сказать не мог, и это сразу чувствовалось. Ныне (в пределе, конечно; реально существует еще прежняя шкала ценностей, хотя основательно стертая, где Северный равен Высоцкому) Окуджава нужен лишь как пример грамоты: послушал, научился (плохо или хорошо – никого не волнует) и запел сам. Жене нравится, сестре тоже, про детей говорить нечего.
Во-вторых, изменилось соотношение музыки и слова. Если раньше в основании песни лежало интонированное поэтическое слово, то теперь песня все больше и больше обращается к принципу хорошо если романса, где на переднем плане музыка и голос, а слова намеренно блеклы или заглушены. А то ведь и поп-музыка прорежется, над которой кто только из прежних авторов не издевался. Хорошее владение гитарой, зачастую дополняемое введением других инструментов, конечно, прекрасно. Но оно загоняет звучание в очень жесткие рамки. Поющему уже не до стихов, он думает об аккомпанементе. В довершение всего песня оказывается отобрана у тех, кто не владеет гитарой профессионально или почти профессионально, а это многих – поверьте, сам таков! – привлекало к АП.
В-третьих, произошли социальные перемены. Слава богу, за песни не сажают, не высылают из страны, не налагают табу на профессии. Но песен и не ждут, как откровения. Из опасного дела посещение домашнего концерта или неофициального слета превратилось в обычное времяпрепровождение. Ким и на официальных концертах поет такое, за что раньше вполне бы припаяли 190-1, а теперь это сразу же начинает тиражироваться в интернете. Но тиражируется для очень узкого круга, если учесть, что теперь эту запись могут посмотреть почти в любой стране мира. Отчасти этот пункт перекликается, конечно, с первым, но на деле все-таки иной.
Наконец – если раньше выбор «культурных развлечений» был невелик, то теперь громаден. Ведь не только АП на этом пострадала, но и, например, футбол. Как только у него появились альтернативы, так и стало на матчах бывать 5 тысяч вместо 30.
Значит ли это, что дело безнадежно? Нет, не значит. В свое время Юрий Тынянов писал, что литература живет по колумбовскому принципу: хотел открыть путь в Индию, а нашел Америку. Так же и здесь. От искусства (а АП, с моей точки зрения, искусство) можно ожидать всего, чего угодно. Появится некто, у которого получится дать новый импульс АП, как в свое время дал Окуджава, -- и она возродится.
Н.А. Богомолов
Что мы понимаем под авторской песней?
Если «песню для узкого круга», т.е. существующую в небольших компаниях, то она, я думаю, существовать будет примерно на тех же основаниях, что существовала и ранее, начиная с 1950-х годов. Как говорил Игорь Зимин: «Она будет жить, пока будут сапоги, штормовки, леса, костры – и люди, которые туда ходят». Сейчас ясно, что вместо сапог и штормовок могут быть джипы, удобные тенты и пр., но все равно песни будут существовать, хотя и в разных вариациях.
Смогут существовать, хотя и не процветая, коммерческие варианты ностальгирования. Опыт Никитиных, Митяева, концертов памяти Визбора, даже «Гнезда глухаря» об этом свидетельствует. Но думаю, что даже в Петербурге собрать приличную аудиторию на такие вечера трудно. Москва – ну и, возможно, русские общины в Израиле, США, Германии.
Возрождение же АП в том ее виде, какой мы застали в расцвете (60-70-е годы), для меня сомнительно. Почему? Давайте попробуем разобраться.
Во-первых, произошли изменения (и, боюсь, необратимые) в отношении общества и искусства. Первое «восстание масс», описанное Ортегой-и-Гассетом, повлекло за собой возникновение масскульта. Происходящее на наших глазах второе «восстание масс» уничтожает культуру в нашем прежнем понимании. Творец оказывается отодвинут на задний план, потому что без него вполне можно существовать. Нащелкал телефоном или iPad’ом 300 фотографий, вывесил в интернет – и этого довольно. Вместо музыки – караоке: сам(а) спел(а), и прекрасно. Сочинил стишок, вывесил его на «Стихи.ру», и больше ничего не надо: ни тебе эксперта-поэта, ни зав. отделом, ни главного редактора журнала. Ведь даже в той сфере, которая нас интересует, еще существовала ценностная градация: Окуджава не был равен имяреку, потому что он говорил то, чего имярек сказать не мог, и это сразу чувствовалось. Ныне (в пределе, конечно; реально существует еще прежняя шкала ценностей, хотя основательно стертая, где Северный равен Высоцкому) Окуджава нужен лишь как пример грамоты: послушал, научился (плохо или хорошо – никого не волнует) и запел сам. Жене нравится, сестре тоже, про детей говорить нечего.
Во-вторых, изменилось соотношение музыки и слова. Если раньше в основании песни лежало интонированное поэтическое слово, то теперь песня все больше и больше обращается к принципу хорошо если романса, где на переднем плане музыка и голос, а слова намеренно блеклы или заглушены. А то ведь и поп-музыка прорежется, над которой кто только из прежних авторов не издевался. Хорошее владение гитарой, зачастую дополняемое введением других инструментов, конечно, прекрасно. Но оно загоняет звучание в очень жесткие рамки. Поющему уже не до стихов, он думает об аккомпанементе. В довершение всего песня оказывается отобрана у тех, кто не владеет гитарой профессионально или почти профессионально, а это многих – поверьте, сам таков! – привлекало к АП.
В-третьих, произошли социальные перемены. Слава богу, за песни не сажают, не высылают из страны, не налагают табу на профессии. Но песен и не ждут, как откровения. Из опасного дела посещение домашнего концерта или неофициального слета превратилось в обычное времяпрепровождение. Ким и на официальных концертах поет такое, за что раньше вполне бы припаяли 190-1, а теперь это сразу же начинает тиражироваться в интернете. Но тиражируется для очень узкого круга, если учесть, что теперь эту запись могут посмотреть почти в любой стране мира. Отчасти этот пункт перекликается, конечно, с первым, но на деле все-таки иной.
Наконец – если раньше выбор «культурных развлечений» был невелик, то теперь громаден. Ведь не только АП на этом пострадала, но и, например, футбол. Как только у него появились альтернативы, так и стало на матчах бывать 5 тысяч вместо 30.
Значит ли это, что дело безнадежно? Нет, не значит. В свое время Юрий Тынянов писал, что литература живет по колумбовскому принципу: хотел открыть путь в Индию, а нашел Америку. Так же и здесь. От искусства (а АП, с моей точки зрения, искусство) можно ожидать всего, чего угодно. Появится некто, у которого получится дать новый импульс АП, как в свое время дал Окуджава, -- и она возродится.
Н.А. Богомолов
Александр Гуленко- Сообщения : 639
Дата регистрации : 2009-10-15
Возраст : 64
Откуда : Ставрополь
Похожие темы
» Международная интерактивная конференция "Авторская песня: вчера, сегодня. Завтра? "
» Добро пожаловать!
» Что же такое Авторская песня?
» Что для меня авторская песня
» Плохое и хорошее в авторской песне
» Добро пожаловать!
» Что же такое Авторская песня?
» Что для меня авторская песня
» Плохое и хорошее в авторской песне
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения