Кризис жанра
+5
Анатолий Тынянов
олег ефименко
Сергей Котлов
Александр Гуленко
Владимир Л Яковлев
Участников: 9
Страница 3 из 3
Страница 3 из 3 • 1, 2, 3
Re: Кризис жанра
Олег, ты умничка! Спасибо за это замечательное выступление! Я краем глаза, но вполне достаточно видел-слышал енту шоу...
Завтра выскажусь по этому поводу обстоятельно. Пока же просто жму твою руку!
Завтра выскажусь по этому поводу обстоятельно. Пока же просто жму твою руку!
Re: Кризис жанра
К сожаленью не смотрел эту передачу.
Ну, что сказать... Когда разная шваль начинает радостно хоронить кого-нибудь /или что-нибудь/, всегда вспоминаю оптимиста Марка Твена "Слухи о моей смерти сильно преувеличены". А если серьёзно, то принимать всерьёз подобные передачи не стоит. Ни о каком глубоком отношении к предмету в теле-шоу не может быть и речи. Все эти Швыдкие, Гордоны, Соловьёвы, Кушинашвили и проч. всего лишь шоумэны, по сути это те же Джек-Лондоновские "Красавчики Смиты", которые устраивают собачьи бои на теле-клондайке.
Один мой товарищ, когда кто-то начинал при нём ругать/хвалить поэта/певца/актёра/режиссёра, сразу задавал собеседнику вопрос: "А нука - три песни/стиха/фильма/роли!" То есть конкретные примеры. Почти всегда выяснялось, что "матчасти" оппонент и не знает... Я думаю, что умно рассуждая о современной авторской/бардовской песне все эти "знатоки" вряд ли смогли бы привести примеры конкретных современных авторов и их творчества. А аргументировать в 2010 году опираясь на известных всей стране бардов-шестидесятников, это просто некорректно.
Ну, что сказать... Когда разная шваль начинает радостно хоронить кого-нибудь /или что-нибудь/, всегда вспоминаю оптимиста Марка Твена "Слухи о моей смерти сильно преувеличены". А если серьёзно, то принимать всерьёз подобные передачи не стоит. Ни о каком глубоком отношении к предмету в теле-шоу не может быть и речи. Все эти Швыдкие, Гордоны, Соловьёвы, Кушинашвили и проч. всего лишь шоумэны, по сути это те же Джек-Лондоновские "Красавчики Смиты", которые устраивают собачьи бои на теле-клондайке.
Один мой товарищ, когда кто-то начинал при нём ругать/хвалить поэта/певца/актёра/режиссёра, сразу задавал собеседнику вопрос: "А нука - три песни/стиха/фильма/роли!" То есть конкретные примеры. Почти всегда выяснялось, что "матчасти" оппонент и не знает... Я думаю, что умно рассуждая о современной авторской/бардовской песне все эти "знатоки" вряд ли смогли бы привести примеры конкретных современных авторов и их творчества. А аргументировать в 2010 году опираясь на известных всей стране бардов-шестидесятников, это просто некорректно.
Re: Кризис жанра
Приветствую всех.. Я к сожалению или счастью не видел эту мерзость,но недавно выступал один из современных идеологов телевидения и он сказал:Не пеняйте на телевидение, так как есть точное понятие господин рейтинг и если вы видете ту или иную передачу на экране значит её смотрят.Если вы выключите все телевизоры и уже через короткое время вы получите то телевидение которое хотите.
А есть старая чекисткая мудрость:- хочешь развалить чужую страну -уничтожь её культуру
И у меня стойкое мнение ,что наше телевидение получило проплаченный заказ на уничтожени нацинальной культуры.
Возьмемся за руки ,друзья....
А есть старая чекисткая мудрость:- хочешь развалить чужую страну -уничтожь её культуру
И у меня стойкое мнение ,что наше телевидение получило проплаченный заказ на уничтожени нацинальной культуры.
Возьмемся за руки ,друзья....
Александр Гуленко- Сообщения : 639
Дата регистрации : 2009-10-15
Возраст : 64
Откуда : Ставрополь
Re: Кризис жанра
Согласен с Александром. На ТВ всё схвачено и проплачено. А проблемы, которые якобы пытается поднять та или иная передача, на самом деле никого из организаторов не интересуют.
99 процентов СМИ как раз и направлено на то, чтобы убивать у нас культуру, начиная с обыкновенной рекламы, которая по капелькам вымывает у людей мозги. Зомбирующая попса везде и во всём: в искусстве, в политике, в социальной сфере...
А потому - делаю вывод в продолжение дискуссии о кризисе жанра, который, наверное, не всем понравится:
не за чистоту жанра надо бороться, а наоборот - привлекать те немногие силы в дружественных жанрах, которые направлены против попсы, против оболванивания народа. А то - от "чистоты" до "стерилизации" недалеко...
99 процентов СМИ как раз и направлено на то, чтобы убивать у нас культуру, начиная с обыкновенной рекламы, которая по капелькам вымывает у людей мозги. Зомбирующая попса везде и во всём: в искусстве, в политике, в социальной сфере...
А потому - делаю вывод в продолжение дискуссии о кризисе жанра, который, наверное, не всем понравится:
не за чистоту жанра надо бороться, а наоборот - привлекать те немногие силы в дружественных жанрах, которые направлены против попсы, против оболванивания народа. А то - от "чистоты" до "стерилизации" недалеко...
Re: Кризис жанра
Друзья,вот реакция Долиной и ответ Швыдкого
, простой поэт, женского рода — я в бешенстве»
Письмо из дома поэзии в дом культуры
Сколько дураков в своей
жизни я встретил —
Мне давно пора уже орден
получить!..
Из Б.Ш. Окуджавы
Не стану никого призывать в свидетели, в союзники. Сама все скажу, все напишу. Когда такое доводится видеть, некогда воссоединяться в сообщества.
11 марта 2010-го, ТВ-канал «Культура», передача М.Е. Швыдкого «Культурная революция». Полный объем невыносимого стыда и злых слез. Трудно угадать и не буду пытаться, отчего именно теперь такое возникло в эфире и уплотнилось до цельной, крепенькой, усмешливой программки. Возможно, немногие смотрели. А вдруг многие? Ведь это случилось практически впервые.
Авторскую песню — хорошие стихи, индивидуальная музыка, камерное исполнение — смешали с грязью. Смешивали необыкновенно умело, с сегодняшним пропагандистским лукавством, вывернув наизнанку культурную реальность многих десятилетий. Словом, мерзость и мрак клеветы.
Что за люди присутствовали? Помнится с трудом. Прокуроры? Адвокаты? Прочие участники? Не буду перебирать эти невнятные имена, эти фамилии, мало что сообщающие. Вот помню Пеленягрэ с почти погромным пафосом и рассудительную Марину Давыдову с робким защитительным текстом.
Любимицу интеллигенции от 50-х до нынешних годов — авторскую песню — объявили убожеством и беспородным ублюдком, подкидышем, много лет скребущимся в дубовые ворота нашенской великой культуры и еще более великой, космической просто, эстрады.
Основные приметы: бедно, непрофессионально, нестерпимо старомодно. Нет, все же главное — бедно. Кстати, пожалуй, со ступеней мавзолея «песен о главном» гитарные простенькие радости особенно не смотрятся.
Cо старинным иезуитским умением извращать в течение часа осмеивались Окуджава и Высоцкий, Галич и Анчаров. И прочие. Их немного. Этих имен всегда было чуть-чуть.
Уточнялось всячески, что отсутствие камерного звука и порядочного текста в эфире (на радио и ТВ) есть расплата за природное убожество авторской песни. Работать-де надо было лучше. Типа Пахмутовой—Добронравова. Хотя бы. Ведущий очень, очень настаивал.
Грянуло еще несколько бравых имен, времен мировых войн примерно, но эта олимпийская пара, этот тронообразующий тандем был выделен особо. Он того и стоит. Образцовее не было и нет.
Отчего это несмешное судилище произошло при тотальном отсутствии подсудимого? Наверное, так было задумано. Неспешная задумчивая беседа лично меня вообще бы не задела — сама люблю об этом, то да се. Но с экрана полились агрессивная брань, обвинения. Как оказалась в роли бойкого адвоката судопроизводительная Татьяна Устинова? Такой защитник не польстил бы Окуджаве или Визбору. Народом избранный защитник, охо-хо.
Куда-то девалась наша публика — с ее любовью и чуткостью, легкостью на цитаты, с диапазоном и умением отодвинуть болтливого дурака в сторонку… Здравый смысл, наконец, он-то куда?.. Вулканолог Генрих Штейнберг и кто-то из Думы, одетый под инженера, в свитерке, пытались настоять на чем-то ностальгически-демократском. Не очень-то.
Культурологические баталии вести не зазорно, даже низколетающие ничего. Но тут было не так. Явление литературы и культуры, пусть и припорошенное пылью времен, как книжка из букинистического, — подверглось поруганию и осмеянию.
Программа ищет себе сценариев, участников, желает веселых скандальных разгромов?
Я, простой поэт, женского рода, здешнего происхождения, с очень неплохими тиражами моих изданий с 1986 года по сей день — я в бешенстве.
Судьба дала мне счастье знать многих ушедших поэтов: Слуцкого и Корнилова, Глазкова и Аронова, Губанова, Берестова и Жигулина. Я хорошо знала А.М. Володина, И.М. Меттера, защитника Зощенко. Я знала А.Б. Трухачева, сына А.И. Цветаевой, — по трогательным праздникам в цветаевском доме в Александрове. Никому из них, пронзительно ярких людей, не приходило в голову смотреть свысока на поэта с гитарой. Поразительно, но за час телепрограммы никем не был упомянут уникальный вклад авторов с гитарой, а проще — с обостренным слухом, в наше кино. Говорухин, Рязанов, Захаров и Козаков, Смирнов и Меньшов, вероятно, много доброго могли бы сказать о Высоцком и Окуджаве, Киме и Сергее Никитине. Ведь это был редкостный утеплитель нашего экрана. Мелодии эпохи, вполне всенародные. <…> В 88-м году я приехала в Польшу, на телевидение. Они знали наизусть всего Окуджаву, Высоцкого, Галича. Потом Германия — с Дольским и Клячкиным. Потом Париж — с Кимом и Никитиными, полный зал театра «Одеон». Потом Англия, Япония, Швейцария… Это были грамотные журналисты и слависты — те, что нами интересовались. Не Добронравовым и Фатьяновым. Из Японии приезжали тележурналисты: я оказалась экспертом по тонкой грани «массовое-камерное». Ну, хорошо, это было давно.
Я нахожу ТВ-форум от 11 марта «по бардовской песне» редкостно вредным для культуры вообще и отвратительно унизительным для поэзии, которая тут, в России, еще теплится. От этого на весь мир пахнуло враждебностью. Враждой, которую прикормили и откармливают.
Не думаю, что это заказ власти или начальства. Достаточно и чистых помыслов авторов самого шоу. Отчего сейчас, а не прежде? Наверное, львы были живы. Хоть Саша Дулов — азартный рыцарь поэзии, хоть Виктор Берковский, не по-здешнему, на зависть многим одаренный композитор. Их вел слух тропой только блистательных текстов, и люди услышали поэзию Рубцова и Шаламова, Левитанского и Самойлова. Не было книг — а публика знала стихи Бродского, оттого что их пели Клячкин и Мирзаян.
По средневековому кодексу «бардом» (хотя у нас это понятие так снижено, что стало анекдотической кличкой, впрочем, в одной компании со словом «демократ») является и тот, кто поет не свой собственный текст. Так что — да, это все были барды, и во всеоружии.
Исключительный текст, независимая манера и вот это беззащитное мощное соло. Так и жили, да, правда. …И концерты по городам давали — с большим успехом.
С десяток раз прозвучали цитаты из О. Митяева. Аттракцион с саморазоблачением. Народный артист О. Митяев — способный человек и всегда был им. Заговорщицкое «как здорово», возможно, поет и чиновник, и гаишник. Точно не знаю. Думаю, ключевое слово именно «здорово» — очень льстит, типа живою водицей окатывает, типа вышел из бани…
Но окуджавское «в склянке темного стекла из-под импортного пива роза красная цвела — гордо и неторопливо» — слушали, не пели. Была тайна, и люди стихали. Не вторили немедля. Тайна — вот и все отличие от аттракциона. Искусство, даже в миниатюрной форме, — это когда уникально. И не то чтобы хочется повторить — скорее послушать, дотронуться бережно, если судьба допустит.
Я не бываю уже очень давно на фестивалях этой самой авторской песни. Знаю, что люди там яростно самоутверждаются, сами собой наслаждаясь. Самодельные, по преимуществу, песенники. Ищут себе публику, да в основном и находят. Это не запретно. Возможно, по ТВ-каналу «Охота и рыбалка» стоит начать показывать эти фестивали.
Но канал «Культура» смотрит очень много народу, по всей стране. Он директива. Доктрина. Хотя новости неповторимо бесцветны, а телеведущие потешно некомпетентны. По причине неизлечимой ужасности прочего ТВ — культуру смотрят и вот эти околокультурные шоу смотрят. Пожалуй, можно было бы что-то уже и предложить:
«Поэзия символистов — кому же она нужна сегодня?»
«Режиссура Анатолия Эфроса — одного телепоказа в год достаточно?»
«Андрей Миронов — почему же он все-таки не Менакер?»
И т.д. Есть еще кое-какое маслице, чтобы подлить в этот поганый огонек.
Так вот, настаиваю и напоминаю насчет «эстрада-неэстрада»: когда пристраиваются и вторят — это масскульт, пропаганда. Когда настраиваются и слушают — иное. Возможно, искусство. Может, музыка или стихи.
Окуджава и Галич, Высоцкий, Анчаров и Визбор, Ким и Матвеева — такие разные, ничуть не от сохи, байдарки и костра произошедшие поэты — не нуждаются, конечно уж, в адвокатуре Т. Устиновой. Хотя, как знать? Может, сегодня, когда музей Окуджавы под угрозой, и это пригодится?
Чего же я-то руками размахалась?
Дело в том, что я — в курсе. Я — земский врач с большим земством.
Я — безродный космополит.
Я, видимо, продажная (хоть и со стажем) девка империализма. Как генетика.
Я — внучка «врачей-убийц».
Я стою на том, что никакого «своего пути», отдельно от всего мира, у нашей культуры нет. Пропаганда «пути» — это постыдно. Авторская песня — это именно Брассанс и Коэн, Окуджава и Ким, да-да.
Мне стыдно перед моей публикой, что такое ток-шоу прошло по «Культуре». Как диагноз, как приговор авторской песне — как госприговор поэзии, которой служили лучшие люди, и в нашей трудной стране тоже. В стране, где люди умудрились и умудряются жить в полном отсутствии Прекрасного, делятся этим прекрасным друг с другом — как солью соседи по коммуналке, стихи объявляются снятыми с производства, как старая модель автомобиля. Это даже не пожилую собаку выгнать из дому в санитарных целях — больше это похоже на закрытие детских поликлиник, повсеместное. Здоровая нация выучится лечить себя сама.
Впрочем, может быть, для публики, которая говорит на языке «хватит, ты женщина, а не посудомойка», и годится тот волшебный факт, что все мы здесь сегодня… Но многим, очень многим живым людям нужно больше и лучше.
Это был позорный погром в букинистическом магазине. А ведь «Гугл» только начинает выкладывать авторов античности и Средневековья. Наша очередь не скоро.
Незаслуженная, ненародная —
вообще неартистка,
но Вероника Долина
17.03.2010
Новая газета №27 от 17 марта 2010 года
http://www.novayagazeta.ru/data/2010/027/27.html
Видео обращение Вероники Долиной
http://www.snob.ru/profile/blog/8309
Комментарии
Михаил Швыдкой
Я огорчен, что уважаемая, любимая мною Вероника Аркадьевна Долина так болезненно восприняла программу «Культурная революция», посвященную бардовской песне.
«Культурная революция» выходит без малого десять лет и всегда выносит в название передач провоцирующие, провокационные формулировки. И в этом смысле название «Бардовская песня нужна только бардам» ничем не хуже и не лучше «Без мата нет русского языка» или «Русский фашизм страшнее немецкого». Такие формулировки — условие существования этой программы, не надо судить по названию ее содержание. Однако то, что проблема бардовской песни существует, с моей точки зрения, очевидно.
В программе никто не ставил под сомнение ни талант, ни значение в русской культуре ни Вертинского, ни Галича — а я еще раз подчеркну, что все это явления авторской песни. Но проблематика вопроса в том, что искусство — это публичный феномен; и потребность в искусстве не всегда определяется только рынком. Нередко общественное признание отличается от признания коммерческого (достаточно вспомнить, что гонорары Шостаковича были меньше гонораров исполнителей популярных песен). Конечно, как любое явление, бардовская песня неоднородна. В любом культурном явлении существует много «этажей». В бардовской песне есть великая поэзия таких людей, как Денис Давыдов и Булат Окуджава, есть «крепкий середняк», и есть то, что трудно назвать искусством. Если можно себе представить десятки, сотни, тысячи людей, которые берут гитару и декламируют под гитару, сидя у палатки или костра, то понятно, что сейчас это не может вызвать всеобщего интереса. Это часть жизни этих людей; мы видим то, что нужно этим людям и никому другому.
Мне жаль, что формулировка программы так остро затронула Веронику Аркадьевну Долину, которая назвала эту передачу «клеветнической». Я никого не хочу обидеть, просто наступает такой момент в жизни, когда одно искусство более востребовано, другое — менее. Сегодня политическая и гражданская дискуссия во многом перешла в Интернет. Интернет вообще заменил московскую кухню, и показать свою гражданскую позицию сейчас проще и эффективнее там, чем в бардовской песне. Это явление многосоставное, как сама жизнь. Поэтому я думаю, такая болезненность связана с чем-то другим: с большим количеством накопленного негатива современными авторами. Я понимаю, что любая боль, которая вызывает такой монолог, заслуживает уважения и являет собой феномен общекультурный. Я искренне сожалею, что моя скромная программа причинила боль такой чудесной поэтессе.
Игорь Вечеребин
Дефицит
Уважаемый Михаил Ефимович, вынужден полностью согласиться с Вероникой Долиной, а от себя заметить, что уважаемая многими программа Культурная Революция, по-моему, явно испытывает дефицит в людях, способных грамотно спорить по предложенной теме. Те господа, которые пытались критиковать авторскую песню, ( особенно некий мало кому известный поэт) были абсолютно не в теме.
Самвел Аветисян
В этой программе нет ни культуры, ни революции. Перевелись, увы, революционеры...
Игорь Вечеребин
Раздражает подбор людей. Отсутствует, прежде всего, вкус и понимание предмета дискуссии. Хотя автору программы в культуре не откажешь, но он явно форсирует революцию в сегодняшнем российском её понимании.
Елена Пыльцова
Согласна с Вами, Игорь! Аргументации против бардовской песни не было. Её не может быть! Радующийся во весь рот и голос по любому поводу поэт не в счет!
Виктор Пузо
меня всегда удивлял термин "авторская песня". а остальная что - не авторская?
Самвел Аветисян
Авторская песня - имеется в виду, что исполняется автором текста и/или музыки.
Равиль Гибадуллин
У нас авторской считается песни под гитару, без дополнительных инструментов. Хотя иногда их все же используют. Не видел передачу, но хочу сказать, что в моей жизни бардовская песня играет огромную роль. Благодаря замечательным песням Никитиных, мы знакомы с хорошими стихами. Визбор, Городницкий, Дольский, Башлачев, Сергеев...они мне жить и строить помогают. Спасибо им за их творчество!
Андрей Наврозов
"Нередко общественное признание отличается от признания коммерческого". Какое, однако, смелое высказывание! Теперь понимаю, почему программа Культурная Революция прославилась своей провокационностью.
Галина Бирчанская
Обычное безвкусное и амбициозное шоу.
Феликс Юльевич Ярошевский
Как и "Жизнь прекрасна" - прекрасный же образчик запудривания мозгов населению.
А когда пудры на всех нехватит, тогда, упаси Господи, им и придётся, по примеру истории более успешного (пока) брата, прибегнуть к "Культурной Революции". История повторяется.
, простой поэт, женского рода — я в бешенстве»
Письмо из дома поэзии в дом культуры
Сколько дураков в своей
жизни я встретил —
Мне давно пора уже орден
получить!..
Из Б.Ш. Окуджавы
Не стану никого призывать в свидетели, в союзники. Сама все скажу, все напишу. Когда такое доводится видеть, некогда воссоединяться в сообщества.
11 марта 2010-го, ТВ-канал «Культура», передача М.Е. Швыдкого «Культурная революция». Полный объем невыносимого стыда и злых слез. Трудно угадать и не буду пытаться, отчего именно теперь такое возникло в эфире и уплотнилось до цельной, крепенькой, усмешливой программки. Возможно, немногие смотрели. А вдруг многие? Ведь это случилось практически впервые.
Авторскую песню — хорошие стихи, индивидуальная музыка, камерное исполнение — смешали с грязью. Смешивали необыкновенно умело, с сегодняшним пропагандистским лукавством, вывернув наизнанку культурную реальность многих десятилетий. Словом, мерзость и мрак клеветы.
Что за люди присутствовали? Помнится с трудом. Прокуроры? Адвокаты? Прочие участники? Не буду перебирать эти невнятные имена, эти фамилии, мало что сообщающие. Вот помню Пеленягрэ с почти погромным пафосом и рассудительную Марину Давыдову с робким защитительным текстом.
Любимицу интеллигенции от 50-х до нынешних годов — авторскую песню — объявили убожеством и беспородным ублюдком, подкидышем, много лет скребущимся в дубовые ворота нашенской великой культуры и еще более великой, космической просто, эстрады.
Основные приметы: бедно, непрофессионально, нестерпимо старомодно. Нет, все же главное — бедно. Кстати, пожалуй, со ступеней мавзолея «песен о главном» гитарные простенькие радости особенно не смотрятся.
Cо старинным иезуитским умением извращать в течение часа осмеивались Окуджава и Высоцкий, Галич и Анчаров. И прочие. Их немного. Этих имен всегда было чуть-чуть.
Уточнялось всячески, что отсутствие камерного звука и порядочного текста в эфире (на радио и ТВ) есть расплата за природное убожество авторской песни. Работать-де надо было лучше. Типа Пахмутовой—Добронравова. Хотя бы. Ведущий очень, очень настаивал.
Грянуло еще несколько бравых имен, времен мировых войн примерно, но эта олимпийская пара, этот тронообразующий тандем был выделен особо. Он того и стоит. Образцовее не было и нет.
Отчего это несмешное судилище произошло при тотальном отсутствии подсудимого? Наверное, так было задумано. Неспешная задумчивая беседа лично меня вообще бы не задела — сама люблю об этом, то да се. Но с экрана полились агрессивная брань, обвинения. Как оказалась в роли бойкого адвоката судопроизводительная Татьяна Устинова? Такой защитник не польстил бы Окуджаве или Визбору. Народом избранный защитник, охо-хо.
Куда-то девалась наша публика — с ее любовью и чуткостью, легкостью на цитаты, с диапазоном и умением отодвинуть болтливого дурака в сторонку… Здравый смысл, наконец, он-то куда?.. Вулканолог Генрих Штейнберг и кто-то из Думы, одетый под инженера, в свитерке, пытались настоять на чем-то ностальгически-демократском. Не очень-то.
Культурологические баталии вести не зазорно, даже низколетающие ничего. Но тут было не так. Явление литературы и культуры, пусть и припорошенное пылью времен, как книжка из букинистического, — подверглось поруганию и осмеянию.
Программа ищет себе сценариев, участников, желает веселых скандальных разгромов?
Я, простой поэт, женского рода, здешнего происхождения, с очень неплохими тиражами моих изданий с 1986 года по сей день — я в бешенстве.
Судьба дала мне счастье знать многих ушедших поэтов: Слуцкого и Корнилова, Глазкова и Аронова, Губанова, Берестова и Жигулина. Я хорошо знала А.М. Володина, И.М. Меттера, защитника Зощенко. Я знала А.Б. Трухачева, сына А.И. Цветаевой, — по трогательным праздникам в цветаевском доме в Александрове. Никому из них, пронзительно ярких людей, не приходило в голову смотреть свысока на поэта с гитарой. Поразительно, но за час телепрограммы никем не был упомянут уникальный вклад авторов с гитарой, а проще — с обостренным слухом, в наше кино. Говорухин, Рязанов, Захаров и Козаков, Смирнов и Меньшов, вероятно, много доброго могли бы сказать о Высоцком и Окуджаве, Киме и Сергее Никитине. Ведь это был редкостный утеплитель нашего экрана. Мелодии эпохи, вполне всенародные. <…> В 88-м году я приехала в Польшу, на телевидение. Они знали наизусть всего Окуджаву, Высоцкого, Галича. Потом Германия — с Дольским и Клячкиным. Потом Париж — с Кимом и Никитиными, полный зал театра «Одеон». Потом Англия, Япония, Швейцария… Это были грамотные журналисты и слависты — те, что нами интересовались. Не Добронравовым и Фатьяновым. Из Японии приезжали тележурналисты: я оказалась экспертом по тонкой грани «массовое-камерное». Ну, хорошо, это было давно.
Я нахожу ТВ-форум от 11 марта «по бардовской песне» редкостно вредным для культуры вообще и отвратительно унизительным для поэзии, которая тут, в России, еще теплится. От этого на весь мир пахнуло враждебностью. Враждой, которую прикормили и откармливают.
Не думаю, что это заказ власти или начальства. Достаточно и чистых помыслов авторов самого шоу. Отчего сейчас, а не прежде? Наверное, львы были живы. Хоть Саша Дулов — азартный рыцарь поэзии, хоть Виктор Берковский, не по-здешнему, на зависть многим одаренный композитор. Их вел слух тропой только блистательных текстов, и люди услышали поэзию Рубцова и Шаламова, Левитанского и Самойлова. Не было книг — а публика знала стихи Бродского, оттого что их пели Клячкин и Мирзаян.
По средневековому кодексу «бардом» (хотя у нас это понятие так снижено, что стало анекдотической кличкой, впрочем, в одной компании со словом «демократ») является и тот, кто поет не свой собственный текст. Так что — да, это все были барды, и во всеоружии.
Исключительный текст, независимая манера и вот это беззащитное мощное соло. Так и жили, да, правда. …И концерты по городам давали — с большим успехом.
С десяток раз прозвучали цитаты из О. Митяева. Аттракцион с саморазоблачением. Народный артист О. Митяев — способный человек и всегда был им. Заговорщицкое «как здорово», возможно, поет и чиновник, и гаишник. Точно не знаю. Думаю, ключевое слово именно «здорово» — очень льстит, типа живою водицей окатывает, типа вышел из бани…
Но окуджавское «в склянке темного стекла из-под импортного пива роза красная цвела — гордо и неторопливо» — слушали, не пели. Была тайна, и люди стихали. Не вторили немедля. Тайна — вот и все отличие от аттракциона. Искусство, даже в миниатюрной форме, — это когда уникально. И не то чтобы хочется повторить — скорее послушать, дотронуться бережно, если судьба допустит.
Я не бываю уже очень давно на фестивалях этой самой авторской песни. Знаю, что люди там яростно самоутверждаются, сами собой наслаждаясь. Самодельные, по преимуществу, песенники. Ищут себе публику, да в основном и находят. Это не запретно. Возможно, по ТВ-каналу «Охота и рыбалка» стоит начать показывать эти фестивали.
Но канал «Культура» смотрит очень много народу, по всей стране. Он директива. Доктрина. Хотя новости неповторимо бесцветны, а телеведущие потешно некомпетентны. По причине неизлечимой ужасности прочего ТВ — культуру смотрят и вот эти околокультурные шоу смотрят. Пожалуй, можно было бы что-то уже и предложить:
«Поэзия символистов — кому же она нужна сегодня?»
«Режиссура Анатолия Эфроса — одного телепоказа в год достаточно?»
«Андрей Миронов — почему же он все-таки не Менакер?»
И т.д. Есть еще кое-какое маслице, чтобы подлить в этот поганый огонек.
Так вот, настаиваю и напоминаю насчет «эстрада-неэстрада»: когда пристраиваются и вторят — это масскульт, пропаганда. Когда настраиваются и слушают — иное. Возможно, искусство. Может, музыка или стихи.
Окуджава и Галич, Высоцкий, Анчаров и Визбор, Ким и Матвеева — такие разные, ничуть не от сохи, байдарки и костра произошедшие поэты — не нуждаются, конечно уж, в адвокатуре Т. Устиновой. Хотя, как знать? Может, сегодня, когда музей Окуджавы под угрозой, и это пригодится?
Чего же я-то руками размахалась?
Дело в том, что я — в курсе. Я — земский врач с большим земством.
Я — безродный космополит.
Я, видимо, продажная (хоть и со стажем) девка империализма. Как генетика.
Я — внучка «врачей-убийц».
Я стою на том, что никакого «своего пути», отдельно от всего мира, у нашей культуры нет. Пропаганда «пути» — это постыдно. Авторская песня — это именно Брассанс и Коэн, Окуджава и Ким, да-да.
Мне стыдно перед моей публикой, что такое ток-шоу прошло по «Культуре». Как диагноз, как приговор авторской песне — как госприговор поэзии, которой служили лучшие люди, и в нашей трудной стране тоже. В стране, где люди умудрились и умудряются жить в полном отсутствии Прекрасного, делятся этим прекрасным друг с другом — как солью соседи по коммуналке, стихи объявляются снятыми с производства, как старая модель автомобиля. Это даже не пожилую собаку выгнать из дому в санитарных целях — больше это похоже на закрытие детских поликлиник, повсеместное. Здоровая нация выучится лечить себя сама.
Впрочем, может быть, для публики, которая говорит на языке «хватит, ты женщина, а не посудомойка», и годится тот волшебный факт, что все мы здесь сегодня… Но многим, очень многим живым людям нужно больше и лучше.
Это был позорный погром в букинистическом магазине. А ведь «Гугл» только начинает выкладывать авторов античности и Средневековья. Наша очередь не скоро.
Незаслуженная, ненародная —
вообще неартистка,
но Вероника Долина
17.03.2010
Новая газета №27 от 17 марта 2010 года
http://www.novayagazeta.ru/data/2010/027/27.html
Видео обращение Вероники Долиной
http://www.snob.ru/profile/blog/8309
Комментарии
Михаил Швыдкой
Я огорчен, что уважаемая, любимая мною Вероника Аркадьевна Долина так болезненно восприняла программу «Культурная революция», посвященную бардовской песне.
«Культурная революция» выходит без малого десять лет и всегда выносит в название передач провоцирующие, провокационные формулировки. И в этом смысле название «Бардовская песня нужна только бардам» ничем не хуже и не лучше «Без мата нет русского языка» или «Русский фашизм страшнее немецкого». Такие формулировки — условие существования этой программы, не надо судить по названию ее содержание. Однако то, что проблема бардовской песни существует, с моей точки зрения, очевидно.
В программе никто не ставил под сомнение ни талант, ни значение в русской культуре ни Вертинского, ни Галича — а я еще раз подчеркну, что все это явления авторской песни. Но проблематика вопроса в том, что искусство — это публичный феномен; и потребность в искусстве не всегда определяется только рынком. Нередко общественное признание отличается от признания коммерческого (достаточно вспомнить, что гонорары Шостаковича были меньше гонораров исполнителей популярных песен). Конечно, как любое явление, бардовская песня неоднородна. В любом культурном явлении существует много «этажей». В бардовской песне есть великая поэзия таких людей, как Денис Давыдов и Булат Окуджава, есть «крепкий середняк», и есть то, что трудно назвать искусством. Если можно себе представить десятки, сотни, тысячи людей, которые берут гитару и декламируют под гитару, сидя у палатки или костра, то понятно, что сейчас это не может вызвать всеобщего интереса. Это часть жизни этих людей; мы видим то, что нужно этим людям и никому другому.
Мне жаль, что формулировка программы так остро затронула Веронику Аркадьевну Долину, которая назвала эту передачу «клеветнической». Я никого не хочу обидеть, просто наступает такой момент в жизни, когда одно искусство более востребовано, другое — менее. Сегодня политическая и гражданская дискуссия во многом перешла в Интернет. Интернет вообще заменил московскую кухню, и показать свою гражданскую позицию сейчас проще и эффективнее там, чем в бардовской песне. Это явление многосоставное, как сама жизнь. Поэтому я думаю, такая болезненность связана с чем-то другим: с большим количеством накопленного негатива современными авторами. Я понимаю, что любая боль, которая вызывает такой монолог, заслуживает уважения и являет собой феномен общекультурный. Я искренне сожалею, что моя скромная программа причинила боль такой чудесной поэтессе.
Игорь Вечеребин
Дефицит
Уважаемый Михаил Ефимович, вынужден полностью согласиться с Вероникой Долиной, а от себя заметить, что уважаемая многими программа Культурная Революция, по-моему, явно испытывает дефицит в людях, способных грамотно спорить по предложенной теме. Те господа, которые пытались критиковать авторскую песню, ( особенно некий мало кому известный поэт) были абсолютно не в теме.
Самвел Аветисян
В этой программе нет ни культуры, ни революции. Перевелись, увы, революционеры...
Игорь Вечеребин
Раздражает подбор людей. Отсутствует, прежде всего, вкус и понимание предмета дискуссии. Хотя автору программы в культуре не откажешь, но он явно форсирует революцию в сегодняшнем российском её понимании.
Елена Пыльцова
Согласна с Вами, Игорь! Аргументации против бардовской песни не было. Её не может быть! Радующийся во весь рот и голос по любому поводу поэт не в счет!
Виктор Пузо
меня всегда удивлял термин "авторская песня". а остальная что - не авторская?
Самвел Аветисян
Авторская песня - имеется в виду, что исполняется автором текста и/или музыки.
Равиль Гибадуллин
У нас авторской считается песни под гитару, без дополнительных инструментов. Хотя иногда их все же используют. Не видел передачу, но хочу сказать, что в моей жизни бардовская песня играет огромную роль. Благодаря замечательным песням Никитиных, мы знакомы с хорошими стихами. Визбор, Городницкий, Дольский, Башлачев, Сергеев...они мне жить и строить помогают. Спасибо им за их творчество!
Андрей Наврозов
"Нередко общественное признание отличается от признания коммерческого". Какое, однако, смелое высказывание! Теперь понимаю, почему программа Культурная Революция прославилась своей провокационностью.
Галина Бирчанская
Обычное безвкусное и амбициозное шоу.
Феликс Юльевич Ярошевский
Как и "Жизнь прекрасна" - прекрасный же образчик запудривания мозгов населению.
А когда пудры на всех нехватит, тогда, упаси Господи, им и придётся, по примеру истории более успешного (пока) брата, прибегнуть к "Культурной Революции". История повторяется.
Александр Гуленко- Сообщения : 639
Дата регистрации : 2009-10-15
Возраст : 64
Откуда : Ставрополь
Re: Кризис жанра
Саша, спасибо огромнющее!!!
Читаю Долину и комок в горле...
Могу добавить только одно... Не только пытаются отнять у нашего народа Авторскую(бардовскую) песню, но и отказывают целому народу в талантливости вообще...
Мы, бывая постоянно на фестивалях, знаем, что таланты не перевелись. Пусть их не много, но никакие швыдкие (с большой буквы написать рука не поднялась) перечеркнуть этого не смогут.
Для себя делаю один вывод: Продолжать дело сохранения и передачи следующим поколениям УНИКАЛЬНОГО ЯВЛЕНИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ!!!
Читаю Долину и комок в горле...
Могу добавить только одно... Не только пытаются отнять у нашего народа Авторскую(бардовскую) песню, но и отказывают целому народу в талантливости вообще...
Мы, бывая постоянно на фестивалях, знаем, что таланты не перевелись. Пусть их не много, но никакие швыдкие (с большой буквы написать рука не поднялась) перечеркнуть этого не смогут.
Для себя делаю один вывод: Продолжать дело сохранения и передачи следующим поколениям УНИКАЛЬНОГО ЯВЛЕНИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ!!!
крейзис
А культурную контру - за ушко да на солнышко!
олег ефименко- Сообщения : 103
Дата регистрации : 2009-11-23
Возраст : 63
Откуда : Приморско-Ахтарск
Re: Кризис жанра
В этом вопросе есть ещё один, на мой взгляд, самый важный момент...
Дело в том, что мы не нуждаемся в одобрении таких "умников".
Мы занимаемся тем, к чему тянет нас сердце. Мы пишем то, что рвётся выхлестнутся. А коли уж мы честны с собой, то шведкие тут бессильны.
Конечно же мы заинтересованы в том, чтобы передать это дальше по поколениям. Вот над этим работаем и будем работать. Процесс этот непростой, он требует терпения и такта...
А ещё... мы готовы, мы хотим, мы будем учиться. Учиться задавать вопросы и искать на них ответы. Дать же эти ответы может только время!
И ещё... обратите внимание... с нами пытаются бороться, хотя и говорят, что нас нет...
Вот мы и сидим у Костерка, и гитара у нас - по кругу...
Дело в том, что мы не нуждаемся в одобрении таких "умников".
Мы занимаемся тем, к чему тянет нас сердце. Мы пишем то, что рвётся выхлестнутся. А коли уж мы честны с собой, то шведкие тут бессильны.
Конечно же мы заинтересованы в том, чтобы передать это дальше по поколениям. Вот над этим работаем и будем работать. Процесс этот непростой, он требует терпения и такта...
А ещё... мы готовы, мы хотим, мы будем учиться. Учиться задавать вопросы и искать на них ответы. Дать же эти ответы может только время!
И ещё... обратите внимание... с нами пытаются бороться, хотя и говорят, что нас нет...
Вот мы и сидим у Костерка, и гитара у нас - по кругу...
кризис
Скрупулезно замечено! Я за это!!!!
А контре надо давать по зубам. Кстати, в прошлый четверг шустробок (швыдкий колобок) был на экране явно не в игривом настроении, видимо конкретную клизму получил. Преклоняюсь перед Долиной, нам так сильно и ясно выражать чувства и мысли словами надо еще учиться и учиться.
А контре надо давать по зубам. Кстати, в прошлый четверг шустробок (швыдкий колобок) был на экране явно не в игривом настроении, видимо конкретную клизму получил. Преклоняюсь перед Долиной, нам так сильно и ясно выражать чувства и мысли словами надо еще учиться и учиться.
олег ефименко- Сообщения : 103
Дата регистрации : 2009-11-23
Возраст : 63
Откуда : Приморско-Ахтарск
Re: Кризис жанра
А чО, Олежек, мыЖ и поучимся - на том и стоим!!!
А Веронике - полнейший пиетет и поклон!
А Веронике - полнейший пиетет и поклон!
кризис жанра
Швыдкой пишет:
«Культурная революция» выходит без малого десять лет и всегда выносит в
название передач провоцирующие, провокационные формулировки.
Лишний раз убеждаюсь в истине: история повторяется дважды, сначала в виде трагедии, затем в виде фарса.
Раньше революции делали идейные борцы, сейчас провокаторы пытаются подзаработать на старом бренде. И, казалось бы, пусть себе тешатся, и не таких видали, АП жила, живет и будет жить. Но дело в том, что у телевидения до сих пор остается огромная сила воздействия на умонастроения большей части общества. И очень важно, кто и на какие цели направляет эту силу. Всем понятно какую опасность представляет обезьяна с гранатой. Нельзя допускать, чтобы хвостатые и мелкотравчатые провокаторы безнаказанно касались грязными лапами святынь.
Очень хорошо, что у АП еще есть мэтры масштаба Вероники Долиной, имеющих авторитет и известность на всю страну. Швыдкой, кстати, извинился только перед ней персонально, для остальных обиженных, видимо, был рассказ про интернет. Тут, как на кухне, видимо, можно выпускать пар и накопленный негатив в своей узко специализированной среде. И если бы не было статьи Долиной в центральной газете, которую могут прочесть в любом уголке страны, то, думается, Швыдкой и не почесался бы. во всяком случае, на сайте канала "Культура", где с первых же минут после выхода контрреволюционной провокации Швыдкого пошел вал возмущенных откликов никто из чинов этой самой "Культуры" ни слова не проронил.
Провокация Швыдкого со всей силой показала насколько АП нужны авторитетные лидеры общенационального масштаба. И одна из сторон кризиса жанра в том, что новых то, способных подхватить знамя из рук легендарных стариков в последние годы не видно. Зато на местах в каждом хуторе, наверное, уже есть свой мэтр, большой специалист в АП. Как сказал однажды Руслан Шмаков: "В авторской песне только одна проблема: много вождей и мало индейцев".
«Культурная революция» выходит без малого десять лет и всегда выносит в
название передач провоцирующие, провокационные формулировки.
Лишний раз убеждаюсь в истине: история повторяется дважды, сначала в виде трагедии, затем в виде фарса.
Раньше революции делали идейные борцы, сейчас провокаторы пытаются подзаработать на старом бренде. И, казалось бы, пусть себе тешатся, и не таких видали, АП жила, живет и будет жить. Но дело в том, что у телевидения до сих пор остается огромная сила воздействия на умонастроения большей части общества. И очень важно, кто и на какие цели направляет эту силу. Всем понятно какую опасность представляет обезьяна с гранатой. Нельзя допускать, чтобы хвостатые и мелкотравчатые провокаторы безнаказанно касались грязными лапами святынь.
Очень хорошо, что у АП еще есть мэтры масштаба Вероники Долиной, имеющих авторитет и известность на всю страну. Швыдкой, кстати, извинился только перед ней персонально, для остальных обиженных, видимо, был рассказ про интернет. Тут, как на кухне, видимо, можно выпускать пар и накопленный негатив в своей узко специализированной среде. И если бы не было статьи Долиной в центральной газете, которую могут прочесть в любом уголке страны, то, думается, Швыдкой и не почесался бы. во всяком случае, на сайте канала "Культура", где с первых же минут после выхода контрреволюционной провокации Швыдкого пошел вал возмущенных откликов никто из чинов этой самой "Культуры" ни слова не проронил.
Провокация Швыдкого со всей силой показала насколько АП нужны авторитетные лидеры общенационального масштаба. И одна из сторон кризиса жанра в том, что новых то, способных подхватить знамя из рук легендарных стариков в последние годы не видно. Зато на местах в каждом хуторе, наверное, уже есть свой мэтр, большой специалист в АП. Как сказал однажды Руслан Шмаков: "В авторской песне только одна проблема: много вождей и мало индейцев".
олег ефименко- Сообщения : 103
Дата регистрации : 2009-11-23
Возраст : 63
Откуда : Приморско-Ахтарск
кризис жанра
Извините, пришлось прерваться, надо было срочно освещать в газете инаугурацию нового главы района. Тема, сами понимаете, серьезная.
Теперь можно вернуться к нашим индейцам. Увы, слишком многие молодые, научившись уверенно брать десяток аккордов, решили, что теперь им "сам черт не брат". Дубасят по струнам, аж дым идет, горланят во всю мощь легких, не слыша и не желая слушать других. Им и Окуджава с его неброской манерой не авторитет. Вот только Булат своим негромким словом пронзал сердца миллионов, а нынешние горланы-главари?...
Какая-то всеобщая усталость чувствуется, глухота и апатия, распыление сил. Вот почему я назойливо так, сам того и не желая, повторяю, что нам надо учиться и учиться у мэтров АП. Надо понять, прочувствовать, что за сила скрывается за их негромкими, казалось бы простыми, для швыдких вообще непонятными, словами и мелодиями. Надо нам снова научиться трепетно слушать друг друга, и тогда мы обязательно услышим и увидим новых выдающихся авторов, а они получив поддержку смогут подняться до уровня старых мэтров.
Давайте, как завещано: "Восклицать, друг, другом восхищаться..." - тихо, без лишнего пафоса, но по окуджавски сердечно и пронзительно.
Теперь можно вернуться к нашим индейцам. Увы, слишком многие молодые, научившись уверенно брать десяток аккордов, решили, что теперь им "сам черт не брат". Дубасят по струнам, аж дым идет, горланят во всю мощь легких, не слыша и не желая слушать других. Им и Окуджава с его неброской манерой не авторитет. Вот только Булат своим негромким словом пронзал сердца миллионов, а нынешние горланы-главари?...
Какая-то всеобщая усталость чувствуется, глухота и апатия, распыление сил. Вот почему я назойливо так, сам того и не желая, повторяю, что нам надо учиться и учиться у мэтров АП. Надо понять, прочувствовать, что за сила скрывается за их негромкими, казалось бы простыми, для швыдких вообще непонятными, словами и мелодиями. Надо нам снова научиться трепетно слушать друг друга, и тогда мы обязательно услышим и увидим новых выдающихся авторов, а они получив поддержку смогут подняться до уровня старых мэтров.
Давайте, как завещано: "Восклицать, друг, другом восхищаться..." - тихо, без лишнего пафоса, но по окуджавски сердечно и пронзительно.
олег ефименко- Сообщения : 103
Дата регистрации : 2009-11-23
Возраст : 63
Откуда : Приморско-Ахтарск
Re: Кризис жанра
Олежка,ты прав мы разучились слушать друг-друга.Ты помнишь ещё пять лет назад все встречи начинались со слов,а что ты новенького привез или написал.А сейчас к сожалению все или очень заняты собой или загнаны жизнью в угол и тихо идут ко дну.Это наверное старость когда начинаешь ворчать как раньше было хорошо,но ведь дествительно все было честнее и теплей в нашем кругу.Нам никогда не повторить великих 60-х,но теплоту отношений мы обязанны сохранить и юношескую восторженность от восхода солнца и хорошие стихи, написанные не тобой,а твоим товарищем.А лидеров нам действительно не хватает ,они все уходят и уходят...Только в этом году Агранович,Каплан,Луферов.Где найти ещё одного Берга?Когда вернется Визбор и Окуджава? Дожить бы...хотя бы нашим детям.
Александр Гуленко- Сообщения : 639
Дата регистрации : 2009-10-15
Возраст : 64
Откуда : Ставрополь
Re: Кризис жанра
Привет, друзья! С Новым годом! О кризисе. Он налицо, меня удивляют те, кто его не видит. Если кто не видит и кризисных явлений в обществе, то тогда о чём говорить…
А авторская песня – отражение, своего рода проекция общества. Было раньше много ОПЛАЧИВАЕМОГО свободного времени и немного меньше проблем (это у нас сегодня - безработица, терроризм, наркомания, детская беспризорность БОМЖи и прочие прелести свободного мира, коими мы нынче сыты по горло), и пелось легко и свободно. Надзор КГБ – оставим эту тему Гарику Сукачёву для фильма «Дом Солнца». Красиво получилось, но брехни-то, брехни сколько… Пели, и никто нам не мешал, пока не начиналась ст.70 «Антисоветская агитация и пропаганда» – это уже статья, надо гулять в поле закона… Кстати, о свободе слова… Булат Окуджава, умирая в Париже, сказал страшные слова: «Время сегодня настало – кричи, что хочешь, всё равно тебя никто не услышит».
А о Сукачёве… Очаровательную брехню он состряпал, хотя фильм милейший. Но уж слишком много брехни. Если б её не было – ой, какое бы произведение получилось! Но это же уймища работы, а смета-то не резиновая… Почему я за тот фильм зацепился - я ж ведь как раз тогда и хипповал слегка, и в группе играл, группа переезжая была…
Но, вернёмся: эпоха была другая, кризисом и не пахло, может, где-то что-то загнивало, но не особенно воняло, в будущее смотрели всё-таки с относительным, хоть и сдержанным, но с оптимизмом – не то, что сегодня. Как сегодня смотреть в будущее?.. И то сказать: как можно смотреть в то, чего нет? Вот сегодня и авторская песня другая – кризисная.
Я уверенно утверждаю (тут я точно знаю, о чем говорю), что из авторской песни, точнее из поэзии во многом выветрилось разумное, я бы сказал, рациональное восприятие мира. Интеллигенция существенно утратила рационализм восприятия и мышления. Это означает тяжёлое поражение общественного сознания, и перекликается такая ситуация с началом 20-века. Тоже был кризис, та же утрата рациональности: «Жёлтые мысли повисли на ветках… Милая, милая, я – точно в клетке! Синие козы пляшут в тумане… Милая, милая, вымойся в бане!» или: «Всю ночь в желудке неспокойно и ОТАТАРЕНЫ поэзные штаны. На стенах – жалкая обойность, а на устах – улыбка сатаны». Пояснение неологизмов о штанах: штаны поэта проданы татарину. Да много ещё шедевров вплоть до «Цыплёнка жареного» можно привести. Эпоха разрушения не рождает созидательных образов, поэзия отражает то, что происходит вокруг. Так и сегодня. Что мог в пору разрушения Державы выдать БГ? Только деструктивный бред. И не нашлось мальчика, который крикнул бы: «А король-то голый!»
Меня очень впечатлили стихи Г.Данского. Моя мама работала в псих.больнице, и как увидела некоторые его творения, то сказала: «У нас и не в одной истории болезни можно найти подобное. Он просто не госпитализирован, а ему поклоняются те, у кого собственных мозгов нет». Может, и перегнула палку – она была филолог-русист по образованию, её вкусы были испорчены Пушкиным, Лермонтовым, Рождественским, Симоновым, так что это старое поколение, оно в новых гениях не разбирается.
Из бесед с моим добрым знакомым проф.Ю.А.Ждановым (тот самый, зять И.В.Сталина) я, среди многих блестящих мыслей, вынес и такую: «Главное – иррационализм, главное – ничего не понимать, только чувствовать… Вот что сегодня модно».
Тот же Жданов с тоской сказал мне: «Исчезли люди, которые думают об общих вопросах». Нет, не исчезли – вот тут а форуме таких ещё хватает. И это прекрасно, прекрасно!
И ещё одна мысль Юрия Андреевича: «Возвращение к истокам – не ретроградство». Думаю, для нас актуально.
Так что мои приветствия всем, кто на форуме, всем, кому всё вышесказанное не безразлично (хотя толку-то от нашего толковища…), но уж и то хорошо, что живём, думаем, общаемся…
С наступающим Новым годом, товарищи!
Да, и ещё, не помню кто, но написал фамилии моих любимых друзей неправильно, пишу правильные варианты: Дина КОденко, Елена ГурфИнкель, Юрий ЛорЕс. Уж коли упоминать фамилии, то для предварительной проверки хоть на бард-сру хоть зайди
А авторская песня – отражение, своего рода проекция общества. Было раньше много ОПЛАЧИВАЕМОГО свободного времени и немного меньше проблем (это у нас сегодня - безработица, терроризм, наркомания, детская беспризорность БОМЖи и прочие прелести свободного мира, коими мы нынче сыты по горло), и пелось легко и свободно. Надзор КГБ – оставим эту тему Гарику Сукачёву для фильма «Дом Солнца». Красиво получилось, но брехни-то, брехни сколько… Пели, и никто нам не мешал, пока не начиналась ст.70 «Антисоветская агитация и пропаганда» – это уже статья, надо гулять в поле закона… Кстати, о свободе слова… Булат Окуджава, умирая в Париже, сказал страшные слова: «Время сегодня настало – кричи, что хочешь, всё равно тебя никто не услышит».
А о Сукачёве… Очаровательную брехню он состряпал, хотя фильм милейший. Но уж слишком много брехни. Если б её не было – ой, какое бы произведение получилось! Но это же уймища работы, а смета-то не резиновая… Почему я за тот фильм зацепился - я ж ведь как раз тогда и хипповал слегка, и в группе играл, группа переезжая была…
Но, вернёмся: эпоха была другая, кризисом и не пахло, может, где-то что-то загнивало, но не особенно воняло, в будущее смотрели всё-таки с относительным, хоть и сдержанным, но с оптимизмом – не то, что сегодня. Как сегодня смотреть в будущее?.. И то сказать: как можно смотреть в то, чего нет? Вот сегодня и авторская песня другая – кризисная.
Я уверенно утверждаю (тут я точно знаю, о чем говорю), что из авторской песни, точнее из поэзии во многом выветрилось разумное, я бы сказал, рациональное восприятие мира. Интеллигенция существенно утратила рационализм восприятия и мышления. Это означает тяжёлое поражение общественного сознания, и перекликается такая ситуация с началом 20-века. Тоже был кризис, та же утрата рациональности: «Жёлтые мысли повисли на ветках… Милая, милая, я – точно в клетке! Синие козы пляшут в тумане… Милая, милая, вымойся в бане!» или: «Всю ночь в желудке неспокойно и ОТАТАРЕНЫ поэзные штаны. На стенах – жалкая обойность, а на устах – улыбка сатаны». Пояснение неологизмов о штанах: штаны поэта проданы татарину. Да много ещё шедевров вплоть до «Цыплёнка жареного» можно привести. Эпоха разрушения не рождает созидательных образов, поэзия отражает то, что происходит вокруг. Так и сегодня. Что мог в пору разрушения Державы выдать БГ? Только деструктивный бред. И не нашлось мальчика, который крикнул бы: «А король-то голый!»
Меня очень впечатлили стихи Г.Данского. Моя мама работала в псих.больнице, и как увидела некоторые его творения, то сказала: «У нас и не в одной истории болезни можно найти подобное. Он просто не госпитализирован, а ему поклоняются те, у кого собственных мозгов нет». Может, и перегнула палку – она была филолог-русист по образованию, её вкусы были испорчены Пушкиным, Лермонтовым, Рождественским, Симоновым, так что это старое поколение, оно в новых гениях не разбирается.
Из бесед с моим добрым знакомым проф.Ю.А.Ждановым (тот самый, зять И.В.Сталина) я, среди многих блестящих мыслей, вынес и такую: «Главное – иррационализм, главное – ничего не понимать, только чувствовать… Вот что сегодня модно».
Тот же Жданов с тоской сказал мне: «Исчезли люди, которые думают об общих вопросах». Нет, не исчезли – вот тут а форуме таких ещё хватает. И это прекрасно, прекрасно!
И ещё одна мысль Юрия Андреевича: «Возвращение к истокам – не ретроградство». Думаю, для нас актуально.
Так что мои приветствия всем, кто на форуме, всем, кому всё вышесказанное не безразлично (хотя толку-то от нашего толковища…), но уж и то хорошо, что живём, думаем, общаемся…
С наступающим Новым годом, товарищи!
Да, и ещё, не помню кто, но написал фамилии моих любимых друзей неправильно, пишу правильные варианты: Дина КОденко, Елена ГурфИнкель, Юрий ЛорЕс. Уж коли упоминать фамилии, то для предварительной проверки хоть на бард-сру хоть зайди
Алексей Бурцев- Сообщения : 11
Дата регистрации : 2009-12-03
Возраст : 72
Откуда : Новочеркасск Ростовской обл.
Re: Кризис жанра
Здравствуй, дорогой Лёша!
Спасибо за мысль об отражении.
Тоже самое говорю о фестивалях, и о Грушинском - в частности. Поэтому, как бы его не ругали (или наоборот), всегда буду стремиться на него попасть, потому что это огромное зеркало, в котором отражается наша страна.
Спасибо за мысль об отражении.
Тоже самое говорю о фестивалях, и о Грушинском - в частности. Поэтому, как бы его не ругали (или наоборот), всегда буду стремиться на него попасть, потому что это огромное зеркало, в котором отражается наша страна.
Варенцова Лена- Сообщения : 118
Дата регистрации : 2009-11-06
Возраст : 59
Откуда : г. Краснодар
Re: Кризис жанра
Лёша, привет!
Очень здОрово ты всё изложил! Умничка!!!
Высказывайся почаще. Пусть тут у Костерка и нет особой активности, но люди заходят и читают, значит это кому-то нужно...
Очень здОрово ты всё изложил! Умничка!!!
Высказывайся почаще. Пусть тут у Костерка и нет особой активности, но люди заходят и читают, значит это кому-то нужно...
Re: Кризис жанра
Я - аккомпаниатор автора-исполнителя Елены Турцевой (г. Ростов-на-Дону, а также Новосибирск, Саратов и т.д.) Нашел Ваш форум, зарегистрировался и заинтересовался. Отличный сайт! Лена тоже скорее всего зарегистрируется и будет активным участником форума. Почему я по теме кризиса жанра? Были мы недавно на фестивале "Лето - это маленькая жизнь" в Хосте, участвовали в отборочном конкурсе, естественно не прошли, т.к. мы там никого не знаем. Так вот. Кризиса жанра нет. Это - миф. Это люди, которые сознательно и квалифицированно этот жанр портят. На отборочном туре завалили (не будем о нас любимых) много талантливых ребят. Зато участвовали баянисты, флейтисты, синтезаторщики, губные гармошечники, и т.д. Не надо превращать бардовскую песню в варьете, джаз, блюз, гуслярские песнопения. Нужен регламент - гитара, автор, ну может аккомпаниатор тоже на гитаре, и все. Вы когды нибудь видели, чтобы в симфоническом оркестре играли на банджо или балалайке? Поэтому то классическая музыка и сохранилась и начинает вновь набирать популярность. Пусть это и консервативная позиция, что будет скучно, нужен видеоряд и т.д. Просто надо быть в жанре и стараться делать так, чтобы скучно не было, а было интересно, трогательно. Вот и все для начала. С уважением, Виктор Карасев
Виктор Карасев- Сообщения : 4
Дата регистрации : 2011-08-28
Возраст : 60
Откуда : Ростов-на-Дону
Re: Кризис жанра
Здравствовать вам, Виктор!
Наши позиции в жанре весьма схожи...
Когда из нашего жанра делают шоу, сам жанр не то, что размывается, а практически превращается в нечто совершенно другое.
В моём понимании, если какие-то подходы помогают донести Слово, заложенные в Стихе образы, то это интересно и допустимо.
Уж очень наш жанр тонок и не терпит грубых вмешательств.
А то, что мы здесь говорим об этом, даёт, пусть маленький, но дополнительный шанс этот жанр сохранять.
Наши позиции в жанре весьма схожи...
Когда из нашего жанра делают шоу, сам жанр не то, что размывается, а практически превращается в нечто совершенно другое.
В моём понимании, если какие-то подходы помогают донести Слово, заложенные в Стихе образы, то это интересно и допустимо.
Уж очень наш жанр тонок и не терпит грубых вмешательств.
А то, что мы здесь говорим об этом, даёт, пусть маленький, но дополнительный шанс этот жанр сохранять.
Страница 3 из 3 • 1, 2, 3
Страница 3 из 3
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения