Наш костерок
Присаживайтесь к Костерку.

Join the forum, it's quick and easy

Наш костерок
Присаживайтесь к Костерку.
Наш костерок
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Авторы музыки в АП

Участников: 4

Перейти вниз

Авторы музыки в АП Empty Авторы музыки в АП

Сообщение  Александр Гуленко Вт 20 Мар 2012 - 9:56

Друзья,а не поговорить ли нам о союзе музыки и стихов.
Одна из краеугольных аксиом авторской песни гласит: Сам пишу стихи,музыку и сам исполняю Снимаю шляпу (в моем вольном переводе слова Владимир Семеновича),а куда поставить песни Виктора Берковского или Сергея Никитина,Александра Суханова,Кости Тарасова,Дмитрия Бикчентаева.Это только первые имена ,которые вспомнились сразу. Вот и решил я предложить вашему вниманию статью с любимого Сиреневого бульвара
статью Аркадия Лебедева
ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО?!
ПРИОРИТЕТЫ КОМПОЗИТОРА И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ

Достойно воспевания то, что достойно…

Выбор стихотворения

Стоит ли обращать внимание на стихи, если их всё равно заглушает музыка?!

Это творческое «бредо» характерно для песен «шоу-бизнеса», а не для авторской песни. И всё же зададимся вопросом: - Всегда ли оправдано создание песни, многоканальной информационной системы? –
Оказывается, нет! Если стихотворение или музыка прекрасны по отдельности, имеют глубокий смысл, большую интонационную динамику, способны вызвать глубокую эмоциональную реакцию читателя, слушателя, а песня может «разбавить» их, то необходимость сочинения песни весьма сомнительна. Целесообразность создания песни находится где-то в границах между самодостаточным стихотворением и музыкой, причем, не обязательно посередине.
Так какое же стихотворение можно брать для песни? Какое стихотворение можно брать для песни? Мнения – весьма различны. Например, Б.Окуджава считал, что в авторской песне главным компонентом были и остаются стихи, музыка – подспорье, аккомпанемент - подспорье. А Ю. Ким утверждает (журнал «АП Арт»):
- Анализировать песенные тексты, как субъект стихосложения было бы грубейшей ошибкой. Я все время привожу свой любимый пример: есть у меня такая песня «Ой, как хорошо, хоть песню пой». Напечатайте ее на бумаге, прочтите. Ни ритма, ни серьезной рифмы или мысли, ничего – сплошное «Ай, люли!». Между тем, «Ай, люли!» – гениальный народный песенный текст. Мне кажется, что некоторые песни Кукина или Визбора, на первый взгляд, совершенно незамысловатые, тем не менее, являются блестящими песенными текстами, абсолютно достаточными в той музыкальной стилистике, которую автор для них придумал. Они ни коим образом не требуют большего, но и меньшего тоже. -
Итак, одни считают, что стихотворение должно быть само по себе самостоятельным, другие же думают иначе.
Сочинять музыку на тексты труднее. Это требует большого мастерства. Обращение же композиторов к литературному наследию, практически, беспроигрышный вариант. В этих случаях даже при неудачной музыке стихотворение, а, следовательно, и песня, найдёт слушателя и понравится. Для слушателя не столь важно, благодаря какой составляющей песни, - музыкальной, поэтической, исполнительской, - происходит диалог, важно, что диалог существует. Это имеет значение только внутри авторского цеха для автора, автора-композитора, критика, жюри. Остановимся подробнее на роли составляющих в АП.

Роль музыки и стихотворения в авторской песне

Песня – брачный союз стихотворения и музыки

Песня - многоканальная информационная система, способная передавать информацию во времени и пространстве. Песня – соединение двух искусств, поэзии и музыки. Смысл и эмоциональное наполнение песни – сублимация смыслов и эмоционального наполнения стихотворения и музыки. В большинстве песен музыка усиливает содержание и интонационное наполнение стихотворения. В некоторых же песнях музыка способна в корне изменить и смысл, и интонацию стихотворения.
Например, Ю.Кукин, выступая перед аудиторией, утверждал, что музыка в песне играет огромную роль, так как может в корне поменять смысл и интонацию не только стихотворения, но и самой музыки. Затем, как пример, исполнял на мотив похоронного марша Шопена слова рекламы:
Ту-104 самый лучший самолёт!
Ту-104 самый лучший самолёт!
Летайте самолётами Аэрофлота!
Ту-104 самый лучший самолёт!»
Что же получается в этом примере? Смысл стихотворения – летайте самолётами (интонация оптимистичная, музыка скорбная, интонация песни грустная), а смысл песни - не летайте самолётами, а юмористическая интонация песни коренным образом отличается от интонации стихотворения и музыки.
Как видим, в песне с подтекстом или гротеском, информативность музыки, т.е. наличие определенного уровня содержательности и эмоционального наполнения и способность к их передаче, настолько большая, что роль музыки может стать главной.
Зададимся вопросом: что важнее в песне стихи или музыка?! Это, отнюдь, не праздный вопрос! Некоторые уважаемые авторы утверждают, что музыка в авторской песне играет вспомогательную роль, другие, не менее уважаемые, с этим категорически не согласны. Вообще каждый автор может иметь субъективную оценку значимости составляющих песни в собственном творчестве - лишь бы это не мешало ему в творчестве.
Каковы возможные истоки недооценки многими авторами музыкальной составляющей. Вспомним, что в истоках своего развития авторская песня имела название самодеятельной песни. Бывают ли самодеятельными стихи, проза? Нет, они могут быть более удачными или менее удачными, но только не самодеятельными. В литературе отсутствует понятие самодеятельный поэт, литератор, деление на поэтов и литераторов по наличию или отсутствию специального литературного образования. Литературный институт существует далеко не во всех странах, а поэты и литераторы есть во всех странах. Оценка профессионализма литератора и поэта производится по результатам его творчества. В музыке же профессии «Композитор» учат - в учебных музыкальных учреждениях существует специальное композиторское отделение. Поэтому в каждого из нас (справедливо или несправедливо – это уже другой вопрос) можно «бросить камень», назвав самодеятельным композитором, или дилетантом. «Дилетант – это курьёзный человек, который испытывает удовольствие, делая то, что не умеет». (Пауль Гейзе, немецкий писатель 1830-1914г г.)
Кроме того, статус профессии композитора-песенника в профессиональных музыкальных кругах, независимо от наличия композиторского образования и творческих успехов, значительно ниже статуса композитора – академиста, пишущего серьёзную музыку, «крупную форму». Это сравнимо с убывающим рейтингом профессии вокалиста, поющего в опере, оперетте или на эстраде. Об этих приоритетах знает каждый, кто занимается творчеством в этой области профессионально. Обращаю ещё раз внимание, что это оценка профессии «изнутри», а не оценка слушателей, воспитанных на идее «мамы всякие нужны, мамы всякие важны». Можно представить какой «занозой» является ощущение недостаточности образования в музыке, в композиции для тонкого, ранимого, талантливого человека, требовательного к своему творчеству. А теперь давайте ответим: так ли уж необходимо автору, занимающему достойное место в литературе, пополнить ряды самодеятельных композиторов-песенников? Ответ очевиден – нет! И потому легче "бросить камень" в сторону музыки самому, а не дожидаться её критики со стороны.
В реальности авторы, которые на словах отводили музыке второстепенную роль, на практике уделяли процессу создания песни, в том числе и музыке, очень серьёзное внимание. Об этом говорит, прежде всего, их музыкальное творчество.
В.Фрумкин о А.Галиче: «Один из наших поэтов-певцов, вопреки распространённому мнению об их музыкальной беспечности и дилетантском интуивитизме, вполне сознательно работал над мелодическим решением своих вещей. Подтверждением тому служит и то, что Галич порой возвращался к уже апробировнным песням и капитально переделывал их музыку».
Б.Окуджава: «А вообще-то в создании песен ничего романтического, экзотического нет. Просто работа. Работа часто изнурительная, поскольку всё время что-то меняется, переделывается… Это очень сложный, но прекрасный процесс. Для меня всегда прекрасный».
В.Высоцкий: «Песня не даёт мне покоя ни днём, ни ночью. И если бросить на одну чашу весов всё, что я делаю кроме песен, а на другую – только песни, то последняя перевесит.
Так что же в результате получилось. Признанные «триединые» авторы из ложной скромности публично отвели музыке вспомогательную роль, но при этом уделяли ей очень серьёзное внимание.
Так что напрасно многие авторы восприняли эту роль, как руководство к действию и перестали уделять музыкальной составляющей должное внимание. Недооценка роли музыки привела к тому, что в песнях авторов появился так называемый общий музыкальный штамп. Один из профессиональных композиторов заметил, что самодеятельная песня – это «если исполнить самодеятельные песни все сразу, то получится одна большая самодеятельная песня!..»
Далеко не все согласны с представлением о вспомогательной роли музыки в АП. Например, Новелла Матвеева: «Себя отношу, прежде всего, к композиторам. Как раз потому, что моя песня и начинается с музыки и долго еще потом не приемлет в себя других компонентов. А так же еще и потому, что я, хотя для снобов оно и дерзко, считаю свои мелодии самостоятельными, и что среди них исключительно редки банальные ходы и полные стилизации.
Проведём анализ возможностей текстовой и музыкальной составляющей в передаче смысла (содержания) и эмоционального наполнения:
Передача смысла (содержания).
Музыка - специфическая разновидность звуковой деятельности людей. С человеческой речью её объединяет способность выражать мысли, эмоции и волевые процессы человека в слышимой форме и служить средством общения людей и управления их поведением.
Вот что говорится в солидной литературе о передаче смысла музыкой: «В сравнении с искусством слова музыкой достигается качественно иная ступень отражения, преодолевается приговор слову (Тютчевское «мысль изречённая есть ложь»).
В передаче смысла песни музыка часто выполняет вспомогательную роль – усиление смысла стихотворения. Но не всегда! Мы уже говорили о взаимодействии составляющих песни, когда музыка вскрывает подтекст и коренным образом меняет смысл стихотворения (ТУ-104 – надёжный самолёт на музыку похоронного марша Шопена). Напомню, что в данном примере, по сравнению со стихотворением и музыкой, коренным образом меняются интонация и смысл песни.
Передача эмоционального наполнения.
В максимально конкретном, но не переводимом на язык слов, весьма тонком и «заразительном» выражении эмоций музыка не знает себе равных. Именно на этом основано широко распространённое определение её как «языка души» - А. Н. Серов
«Выраженное музыкой является внутренней жизнью человека»
Стихотворение имеет «музыку стиха» (она зависит от рифмы, ритмики, строфы, слышимых «картинок») и тем самым выполняет вспомогательную роль в передаче музыки песни.
Стихотворение имеет также мелодику стиха – сочетание определенных интонационных фигур, реализованных в синтаксисе. Благодаря мелодике стиха стихотворение при прочтении его читателем приобретает интонации «всегда верные для себя». Причём у каждого читателя эти интонации индивидуальны. Вместе они образуют интонационное поле стихотворения. Звучание же музыки в песне на то же стихотворение делает интонационное поле более выпуклым, чётким и доступным для восприятия. То есть музыка в песне более точно передаёт интонации и, следовательно, роль музыки в передаче интонации велика.
Выводы:
- стихотворение выполняет вспомогательную роль в передаче музыки песни;
- музыка выполняет вспомогательную роль при передаче содержания (смысла) стихотворения, но в песне с подтекстом роль музыки может стать главной;
- музыка может выполнять решающую роль при передаче эмоционального наполнения песни. Реальное соотношение значимости составляющих эмоционального наполнения стихотворения и музыки в песне есть величина переменная, зависящая от конкретной песни.
На основании вышеизложенного можно утверждать, что значение стихотворения и музыки в передаче информации в песне равнозначно. Реальное же соотношение информативности (передачи смысла и/или интонации) составляющих есть величина переменная, зависящая от конкретной песни.
О значимости составляющих песни пишет и Народный артист России А.Розенбаум, вышедший в профессионалы из авторской песни. Обращаю внимание тех, кто отрицательно относится ко всему его творчеству, что речь идёт не о творческом багаже барда, а об отношении к составляющим песни:

МУЗЫКА И СТИХИ.

Как часто ночью в отзвуках шагов
Строфа дрожит, шатается и рвётся…
Мне стих без музыки так редко удаётся –
Я должен слышать музыку стихов.
Я должен чувствовать мотив своей души,
Слова без музыки мертвы в своём искусстве,
Как без солдата мёртв окопный бруствер –
Один он никого не устрашит.
Как надо понимать звучанье фраз:
Где крикнуть, где шепнуть на верной ноте?
Стихи и музыка, вы песня – плоть от плоти!
Стихи и музыка – не разделяю вас!
Я в каждом такте должен прочитать
Стихотворение, написанное в звуках,
И различить раздумье, радость, муку,
И в нотах эти чувства записать.
Какой глупец сказал, что песня – это стих!
Какой невежда музыку возвысил!
Кто так унизил песенную мысль
В своих речах напыщенно - пустых!
И я, забывшись в песенном бреду,
Как заклинанье повторяю снова,
Что музыкант лишь тот, кто слышит слово,
Поэт лишь тот, кто с музыкой в ладу.

Жизнь подтверждает, что музыка занимает полноправное место в авторской песне, иначе песня не звучала бы достаточно часто в сопровождении симфонических оркестров.
Итак, музыка в песне - вторична, но не второстепенна, если композитор пишет её на стихотворение и стремится передать содержание и интонацию текста и первична, если стихотворение пишется на готовую музыку.
Надо отметить, что на на творчестве и тех и других бардов эти разногласия никак не отразились. Например, в творчестве Б.Окуджавы его же утверждение о вспомогательной роли музыки опровергается высоким качеством музыкальной составляющей в большинстве песен, нисколько не уступающей стихотворной.
У любого уважаемого, признанного мастера всегда находятся последователи, пытающиеся неукоснительно следовать его субъективным творческим размышлениям, как заветам. И у многих «последователей» в АП сложилась довольно сомнительная, но удобная система ценностей. Она заключается в том, что стихотворение – лицо авторской песни, а музыка, если и не спина, то всё равно, не главная и, следовательно, может «прихрамывать». Как результат, некоторые авторы, не уделяют должного внимания музыкальной составляющей, считая её второстепенной, что, безусловно, негативно отражается на качестве их песен, и освобождает многих от необходимости требовательного подхода к музыке.
Надо ли авторскую песню превращать в «общество инвалидов»? Тогда и награждать авторов, наверное, следует не званием «лауреат такого-то конкурса», а «инвалид авторской песни» 1, 2 или 3 группы, причем особо отличившимся авторам, например, хромающим на стихи и музыку, присваивать звание «полный инвалид АП» или «инвалид АП с детства», ибо талант – это болезнь от рождения, но не заразная. Но куда ж тогда деваться «здоровым» авторам?!
Поразмышляем над ещё одним высказыванием Б.Окуджавы: - Авторская песня - думающая песня для думающих людей. – Обратите внимание, для думающих людей! Так что же главнее в песне: стихи или музыка?! При этом меня интересуют не субъективные предпочтения авторов в собственном творчестве, а объективная реальность. Можно ли музыку считать второстепенной, если она вторична по этапам сочинения песни?! Первичность или вторичность сочинения составляющих песни, т.е. стихов и музыки, вообще, не влияет на оценку их сравнительной важности потому, что мы говорим о конечном результате, а не процессе создания песни. Наверное, оценка соотношения информативности музыки и стихотворения в песне, т.е. наличие определенного уровня содержательности и эмоционального наполнения и способность к их передаче, могла бы дать более объективный ответ.
Во-первых, в каждой конкретной песне это соотношение может коренным образом меняться, причём необязательно в пользу стихотворения. Помните пример с ТУ-104, можно ли в нем считать музыку вспомогательной?
Во-вторых, это соотношение трудно объективно оценить на практике.
Каждый автор, создавая музыку песни, осознанно или на подсознательном уровне придерживается собственных приоритетов. Например, А.Галич, имея музыкальное образование, мог бы писать очень яркую музыку к своим песням. Но стихотворная составляющая в его песнях такова, что он сознательно предпочитал речитативную музыку, более простую, чтобы музыкальная составляющая не отвлекала от важных мыслей стихотворения. Поэтому А.Галич и считал, что в его песнях, музыка играет вспомогательную роль. Таким образом, А.Галич сознательно отводил музыке в своих песнях вспомогательную роль.
Можно ли объективно оценить роль составляющих в песне?! Далеко не каждое стихотворение имеет образное изложение, способствующее возникновению образа у собеседника, в нашем случае, активного слушателя, который настолько вошёл в образ, проникся содержанием песни, что во время её исполнения чувствует себя полноправным участником событий, готов к диалогу. Музыка же образна изначально, так как воспринимается, как речь человека – образ. Этим объясняется более успешное звучание даже не слишком удачного стихотворения в сопровождении музыки.
Примеры сторонников равноправия составляющих песни убедительны, но единичны, и могут трактоваться, как исключение из правила. В то же время оценка роли составляющих не может базироваться на авторитете какого-либо известного автора или, тем более, приниматься голосованием. Еще А. Шполянский говорил:
- И тайным голосованием можно обнаружить явную глупость. –
Необходимо найти объективный критерий, который бы распространялся на все песни.
Зададимся вопросом: для кого автор пишет песни? Правдивый ответ: и для себя, и для слушателей! Тот, кто ответит «для себя», заблуждается или лукавит. Если бы это было так, то мы бы об этом авторе ничего не знали и ни о чём его не спрашивали.
«Конечно, можно относиться к слушателям свысока, но нельзя терять их из виду» говорил А.Шполянский.
Попробуем разобраться во внешних факторах восприятия слушателя. Каково исполнение? Непосредственное выступление «живьём» или опосредованное выступление, т.е. записи, радиотрансляция и прочее? Какова ситуация восприятия выступления? Слушатель слушает один, или это коллективное прослушивание, группой? Слушает дома или в зале, на стадионе и т.д.?
Известно, что в группе человек во много раз более внушаем.
Разберем теперь индивидуальные факторы восприятия слушателя.
Это, во-первых, способность слушателя к сопереживанию, жизненная позиция, система ценностей, глубина мироощущения, культура чувств, настроение, темперамент и т.д.
Во-вторых, способность слушателя сохранять внимание, не отвлекаться.
В-третьих, способность восприятия информации: по объёму, по объёму в единицу времени, громкости и высоте тона звука и т.д.
И, наконец, это способность восприятия информации по каналам восприятия: у одних больше развито восприятие логическое, смысловое, т.е. через стихи, у других – эмоциональное, т.е. через музыку, а у третьих – через то и другое.
Установлено, что слушатели отличаются друг от друга по каналам восприятия информации! Если бы в кинотеатр привели зрителей с ослабленным зрением и слухом, пришло бы кому-нибудь в голову задать вопрос, что важнее звукоряд или видеоряд?!
Мы то с вами, исполняя песню, рассчитываем на всех слушателей!
Полагаю, что это наиболее объективный фактор для утверждения равноправия музыкальной и стихотворной составляющих в песнях, хотя в конкретных песнях соотношение информативности стихотворения и музыки различны.
Вообще, целесообразность создания песни находится в границах между самодостаточными стихотворением и музыкой. Если стихотворение или музыка самодостаточны по отдельности, т.е. имеют глубокий смысл, большое эмоциональное наполнение, способны вызвать на диалог слушателя, а в песне они могут друг друга не только усилить, но и «разбавить», то необходимость сочинения песни нуждается в дополнительной аргументации.
На практике такая аргументация находится! Например, очень хорошая песня А. Зацепина «Есть только миг» (на стихи Л. Дербенёва) прозвучала в кинофильме «Земля Санникова». Она известна, популярна! Но когда однажды по телевидению кто-то в диспуте процитировал четверостишье из этой песни без музыки, я даже не сразу понял, что я его уже слышал в песне. Настолько оно потрясло своей неповторимой глубиной смысла:
Призрачно всё в этом мире бушующем,
Есть только миг – за него и держись!
Есть только миг между прошлым и будущим,
Именно он называется жизнь!
В чём же дело, мелодия и гармония песни хорошо подходят к содержанию и эмоциональному наполнению стихотворения, усиливая их, а «глубина падает»?! Мне кажется, причина в музыкальном сопровождении песни, прежде всего, в его ритмической составляющей, латино–американской, которая делает её несколько легковеснее. Так что же, желательно изменить аранжировку?.. Но не будем спешить с ответом.
Я бы сравнил аранжировку песни с женским нарядом. Спрашивается, зачем женщины при выходе из дома прихорашиваются, «наводят марафет»? Ответы могут быть разные: следят за собой, чтобы понравиться, привлечь внимание окружающих.
В песне у стихотворения возрастает широта охвата и дальность полёта. Оказывается, стихи без музыки могут звучать глубже, но принаряженная песня с аранжировкой способна расширить аудиторию слушателей, увеличить её популярность. Кто-то может возразить, что в широком распространении этой песни велика заслуга кинофильма. Это справедливо, но отчасти! Сколько песен из кинофильмов ушло в забвение?! Значит главная заслуга в том, что песня не ушла в забвение, это заслуга поэта и композитора.
Широта охвата, дальность полёта - это важно, но не каждого автора устроит расширение круга слушателей в ущерб глубине содержания и интонации песни.
Давайте продолжим аналогию между аранжировкой песни и женским нарядом. Если женский наряд выбирается в зависимости от предстоящей обстановки пребывания, то и музыкальное сопровождение песни должно соответствовать предполагаемой аудитории слушателей: её численности, условиям прослушивания (у костра, дома, в концертном зале и т.д.).
В нашем примере, замечательная сама по себе музыка А. Зацепина «разбавила» и несколько «улегковесила» глубокое стихотворение Л. Дербенева в песне «Есть только миг». Но благодаря звучанию песни круг слушателей стихотворения, музыки расширился.
Еще один пример соответствия исполнительных средств условиям восприятия песни слушателями: хоровое исполнение авторской песни в проекте «Песни нашего ВЕКА». Проект рассчитан на широкую аудиторию слушателей, значительно различающихся не только предпочтениями и критериями оценки музыки, общекультурными ценностными ориентациями, но и индивидуальными возможностями в восприятии информации. Хоровое исполнение звучит красиво, повышает «нарядность» песни, расширяет круг слушателей, но снижает её доверительность, интимность и глубину.
Некоторые считают, что это сближает АП с шоу-бизнесом, рассчитанным на слушателей, жаждущих поднять настроение, получить удовольствие от внешней атрибутики песни. Действительно, хоровая и хорошо аранжированная песня, как в шоу-бизнесе, пробивает защиту «толстокожего» слушателя, не подготовленного к авторской песне в её чистом виде. Но на этом сходство АП с шоу-бизнесом заканчивается, и главной причиной этого является высокое качество стихотворной и музыкальной составляющих песни. В памяти слушателя остаются, прежде всего, стихи и мелодия, определяющие глубину песни. Иными словами, песня наедине со слушателем останется «без наряда», с первоначальной глубиной авторской песни.
Ещё один аспект взаимодействия музыки и слова. Должна ли музыка быть красивой, благозвучной?! Да, но степень благозвучия должна быть взвешенной и зависеть от характера и содержания стихотворения. Не может быть музыка слишком красивой в песне о неблагополучной судьбе. В этом случае музыка, в какой-то степени, может «резать ухо». Например, не слишком благозвучная музыка в «Песне хулигана» на стихи Сергея Есенина (песня с успехом в свое время исполнялась Александром Малининым) усиливает ощущение неудачной судьбы человека.
Итак, во-первых, утверждение, что основным элементом в авторской песне является звучащее слово, а музыка играет вспомогательную роль, не получило своего подтверждения и объективного обоснования.
Во-вторых, музыка и стихи в песне равнозначны в принципе. Е.Камбурова утверждает, что «песня – живое существо, летящее в пространстве». Вы бы смогли определить какое крыло главнее?! Реальное же соотношение значимости стихотворения и музыки в конкретной песне есть величина переменная, зависящая от соотношения их информативности.
В-третьих, не каждое стихотворение имеет образное изложение, музыка же образна изначально.
И, наконец-то, целесообразность создания песни находится в границах между, самодостаточными стихотворением и музыкой. Если стихотворение или музыка «самодостаточны» по отдельности: имеют глубокий смысл, большое эмоциональное наполнение, способны вызвать на диалог слушателя, а в песне они могут друг друга не только усилить, но и «разбавить», то необходимость сочинения песни нуждается в дополнительной аргументации.
И последнее, «нарядная» песня, т.е. с аранжировкой, хоровым исполнением и т.д., способна привлечь к себе внимание более широкого круга людей, расширить аудиторию, но звучит менее доверительно и глубоко. Но в памяти слушателя остаются, прежде всего, стихи и мелодия, определяющие глубину песни, благодаря этому в дальнейшем «думающая» песня возвращается к первоначальной глубине. Благозвучность музыки зависит от характера и содержания стихотворения, песни и должна быть взвешенной.
Послесловие: Я попробовал изложить небольшую толику мыслей, из числа уже положенных на бумагу и дожидающихся своего часа для опубликования.
«Ничто так не мешает видеть, как точка зрения» утверждал блестящий литератор, поэт серебряного века, А.Шполянский. Пора уже отказаться от ошибочных утверждений о второстепенности музыки, пользуясь которыми многие авторы прикрывают собственную несостоятельность в музыкальной составляющей песни. «Утешение для талантов – бездарности не выдыхаются» - опять А.Шполянский. Вот уж кто знал о будущих недостатках в АП заранее уже в тридцатых годах прошлого столетия! И почему он не попал в Антологию авторской песни, почему Д.Сухарева не познакомили с блестящим поэтом серебряного века, другом Бунина. На стихи А.Шполянского в АП написано много хороших песен, во всяком случае, я плохих вообще не слыхал – подтверждение пастулата, что хорошую поэзию можно ухудшить неудачной музыкой, но не изгадить.
_________________
Александр Гуленко
Александр Гуленко

Сообщения : 639
Дата регистрации : 2009-10-15
Возраст : 64
Откуда : Ставрополь

Вернуться к началу Перейти вниз

Авторы музыки в АП Empty Re: Авторы музыки в АП

Сообщение  Владимир Л Яковлев Вт 20 Мар 2012 - 15:54

Спасибо, Саша, за интереснейшую тему!
А ты сам что об этом думаешь?
Владимир Л Яковлев
Владимир Л Яковлев
Admin

Сообщения : 1005
Дата регистрации : 2009-10-04
Возраст : 71
Откуда : г. Краснодар

http://www.chitalnya.ru/users/vovkost/

Вернуться к началу Перейти вниз

Авторы музыки в АП Empty Re: Авторы музыки в АП

Сообщение  Александр Гуленко Вт 20 Мар 2012 - 16:20

Володь, мне статья показалась интересной и потому я ее и разместил. Не во всем согласен с автором,а именно, что если стихи и мелодия самодостаточны они очень спорно станут симбиозом хорошей песни. Стихи для меня есть с заложенной автором музыкой или нет. Есть совершенно не поющиеся стихи. Для автора музыки очень большая удача услышать мелодию заложенную поэтом,но еще большая удача вскрыть глубинные слои ,которые не лежат на поверхности. Этим хорошо владеет Виктор Попов если приводить примеры из наших общих знакомых. Для меня еще очень важно чтобы зацепила хотя бы одна строчка и тогда есть надежда на появление песни.
Александр Гуленко
Александр Гуленко

Сообщения : 639
Дата регистрации : 2009-10-15
Возраст : 64
Откуда : Ставрополь

Вернуться к началу Перейти вниз

Авторы музыки в АП Empty Re: Авторы музыки в АП

Сообщение  Александр Гуленко Вт 20 Мар 2012 - 16:29

Аранжировка тоже на мой взгляд важная составляющая песни. Это как оправа для картины или драгоценного камня. Только жанр АП призывает к сдержанным формам. Это желательно «живые» инструменты-духовые,струнные.
А твое мнение об этом??
Александр Гуленко
Александр Гуленко

Сообщения : 639
Дата регистрации : 2009-10-15
Возраст : 64
Откуда : Ставрополь

Вернуться к началу Перейти вниз

Авторы музыки в АП Empty Re: Авторы музыки в АП

Сообщение  Владимир Л Яковлев Вт 20 Мар 2012 - 16:58

Ты настолько близко высказался к моему пониманию, что аж дрожь по телу пробежала!.. Very Happy
Если все составляющие песни работают на то, чтобы донести образы заложенные в стихе, то это просто здорово, это и есть то, что относит песню к нашему жанру.
Правда бывает закавыка и в подготовленности слушателя.
Однажды я спел кряду несколько песен на Олины стихи двум слушательницам. одна из которых закончила музучилище, а другая этой базы не имела... Первая сказала: Как легко воспринимаются стихи. Другая - стихи и музыка сложноваты... Very Happy И обе были правы!..

А с тобой особенно согласен. где ты говоришь - Для автора музыки очень большая удача услышать мелодию заложенную поэтом,но еще большая удача вскрыть глубинные слои ,которые не лежат на поверхности. Снимаю шляпу
Владимир Л Яковлев
Владимир Л Яковлев
Admin

Сообщения : 1005
Дата регистрации : 2009-10-04
Возраст : 71
Откуда : г. Краснодар

http://www.chitalnya.ru/users/vovkost/

Вернуться к началу Перейти вниз

Авторы музыки в АП Empty Re: Авторы музыки в АП

Сообщение  Александр Гуленко Вт 20 Мар 2012 - 17:08

Надеюсь, что полторы сотни зарегистрованных на сайте включатся в разговор Привет
А пока первое резюме : КОМПОЗИТОРСКАЯ ПЕСНЯ В АП ИМЕЕТ ПРАВО БЫТЬ!
Александр Гуленко
Александр Гуленко

Сообщения : 639
Дата регистрации : 2009-10-15
Возраст : 64
Откуда : Ставрополь

Вернуться к началу Перейти вниз

Авторы музыки в АП Empty Re: Авторы музыки в АП

Сообщение  Анатолий Тынянов Вт 27 Мар 2012 - 16:51

Лично для меня - авторская песня- это текст,русский поэтический,интонированый (а не заглушенный) музыкой.Песню ентого на стихи вонтого я воспринимаю,как единое целое,т.к.они для меня СОАВТОРЫ ... Нет меж ними различия. Пред обеми склоняю я голову. Я для ВАС- инвалид на всю голову.Я тотальник,ну что-ж тут поделаешь.Не прошу я за это прощения...Не достоин прощенья юродливый...
Анатолий Тынянов
Анатолий Тынянов

Сообщения : 58
Дата регистрации : 2009-10-17
Возраст : 56
Откуда : ст. Северская, Краснодарский край

Вернуться к началу Перейти вниз

Авторы музыки в АП Empty Re: Авторы музыки в АП

Сообщение  Владимир Л Яковлев Вт 27 Мар 2012 - 18:53

Толюня!.. - Это - НЕ ЛЕЧИТСЯ!!! Жжёшь ржачка Shocked курю bounce affraid
Владимир Л Яковлев
Владимир Л Яковлев
Admin

Сообщения : 1005
Дата регистрации : 2009-10-04
Возраст : 71
Откуда : г. Краснодар

http://www.chitalnya.ru/users/vovkost/

Вернуться к началу Перейти вниз

Авторы музыки в АП Empty Re: Авторы музыки в АП

Сообщение  Анатолий Тынянов Вт 27 Мар 2012 - 19:05

А ампутацией???
Анатолий Тынянов
Анатолий Тынянов

Сообщения : 58
Дата регистрации : 2009-10-17
Возраст : 56
Откуда : ст. Северская, Краснодарский край

Вернуться к началу Перейти вниз

Авторы музыки в АП Empty Re: Авторы музыки в АП

Сообщение  Олег Спицкий Ср 29 Авг 2012 - 23:46

Решил освежить свое пребывание на форуме, тем более что заметил общую неактивность в августе.
А еще - пришло недавно этакое физическое сравнение образа АП. Если есть физики - то, может быть, и поймут. А может, и не-физики тоже.
И к музыке это имеет отношение.
А вспомнил про голограммы. Если кто-нибудь когда-нибудь видел образцы этих объемных изображений на фотопластинке, тот сразу поймет, о чем идет речь. Физика здесь при том, что если отбить (или отрезать) кусок от голограммы, то на этом кусочке все равно будет отображаться вся - целиком - картинка, та что была на целой голограмме.
Поэтому, как поется в одной из гениальных песен известного барда про лето, которое есть маленькая жизнь, так и песня, что мы зовем авторской - это тот кусочек, в котором можно разглядеть целую жизнь. Если хорошо посмотреть, послушать, почувствовать в словах и музыке то, что вложили авторы (или один автор).
Почему-то к стихам такое сравнение не подходит. Не знаю почему, может быть кто-нибудь другой сможет объяснить. А вот в песне - да, в авторской - обязательно, и для меня это критерий хорошей АП.
И пусть возвышается на постаменте 1-го места по доходам (и, видимо, народной любви) некто С.Михайлов, никто и никогда меня не убедит, что исполняемый им шансон - это некая разновидность АП (или наоборот). Потому что эти песни - плоские осколки, в которых никогда не разглядеть целого, как ни старайся (а нужно ли?), да и нет в них настоящей жизни, сколько ни ищи.
Поэтому важно найти этот объем для авторов (песни или музыки к стихам), вложить его в песню так, чтобы можно было почувствовать сохраненный в ней целый мир, или по крайней мере, целую жизнь так же, как можно увидеть в кусочке голограммы целую картину...
Олег Спицкий
Олег Спицкий

Сообщения : 9
Дата регистрации : 2011-04-13
Возраст : 63
Откуда : Москва

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения