Кризис жанра
+5
Анатолий Тынянов
олег ефименко
Сергей Котлов
Александр Гуленко
Владимир Л Яковлев
Участников: 9
Страница 1 из 3
Страница 1 из 3 • 1, 2, 3
Re: Кризис жанра
После того, как стали лауреатами дуэт "Купель" и дипломантами "Компания", удачных выступления не было.
Если, к примеру, Беднякова учила песню в поезде по дороге на фестиваль, то о чём может быть разговор...
Проезд на фестиваль оплачивают сами участники, а всё остальное - за счёт оргкомитета ПА.
А вот вопросы, связанные с комплектованием делегации, предлагается начать обсуждать здесь, но всё будет решаться на весеннем КСП.
Сложность, на мой взгляд, заключается в том, что все считают себя специалистами (в жанре, в стихах, в исполнительском мастерстве и т.д.). Однако на самом деле, большинство разбираются лишь на основе собственных пристрастий и - нравится, не нравится...
Впрочем, об этом в другой теме ещё поговорим.
Если, к примеру, Беднякова учила песню в поезде по дороге на фестиваль, то о чём может быть разговор...
Проезд на фестиваль оплачивают сами участники, а всё остальное - за счёт оргкомитета ПА.
А вот вопросы, связанные с комплектованием делегации, предлагается начать обсуждать здесь, но всё будет решаться на весеннем КСП.
Сложность, на мой взгляд, заключается в том, что все считают себя специалистами (в жанре, в стихах, в исполнительском мастерстве и т.д.). Однако на самом деле, большинство разбираются лишь на основе собственных пристрастий и - нравится, не нравится...
Впрочем, об этом в другой теме ещё поговорим.
Re: Кризис жанра
Привет всем.Володя,я безусловно не считаю своё мнение как вердикт последней инстанции.Но ведь песни Визбора,Ланцберга,Галича и т.д. не вызывают у большинства разногласий.Главное в нашем жанре триединство:стихи,музыка,исполнение,но ведь стихи заметь на первом месте!!!!!!!А тексты Григория Данского я к сожалению назвать стихами не могу.Песни лауреатов Грушинского 2009 можно послушать здесь http://www.grushinfest.ru/history/fest/36fest/audio/index.shtml
отрывок из цикла Григория Данского Письма:
Сон вязок, как сотовый мед, извлеченный из
родного дупла, прирученный и облюбованный для
побега из предыдущего сна. Превращенный в каприз,
он не прекращается с наступлением дня.
И это весна, кузнечик, это весна, насыть
легкие сывороткой, мутной, как пьяный лед.
По всей земле выступает, смотри, подростковая сыпь,
и в сонных артериях тронулся воск. Плывет.
Тонкий топя хитин, солнечный этот сон
входит в тебя, делая первую завязь того,
что летом внутри тебя просыпается, как камертон
для всех звучащих во сне и вовне тонов.
Звучащий сон, наш с тобой сон, насиженный на
высосанной из пальца пыльце, набегая на ось
своего вращения, лишает нас сна —
нашего сна, хотя мы видим его поврозь...
http://magazines.russ.ru/ural/1998/1/dan.html
отрывок из цикла Григория Данского Письма:
Сон вязок, как сотовый мед, извлеченный из
родного дупла, прирученный и облюбованный для
побега из предыдущего сна. Превращенный в каприз,
он не прекращается с наступлением дня.
И это весна, кузнечик, это весна, насыть
легкие сывороткой, мутной, как пьяный лед.
По всей земле выступает, смотри, подростковая сыпь,
и в сонных артериях тронулся воск. Плывет.
Тонкий топя хитин, солнечный этот сон
входит в тебя, делая первую завязь того,
что летом внутри тебя просыпается, как камертон
для всех звучащих во сне и вовне тонов.
Звучащий сон, наш с тобой сон, насиженный на
высосанной из пальца пыльце, набегая на ось
своего вращения, лишает нас сна —
нашего сна, хотя мы видим его поврозь...
http://magazines.russ.ru/ural/1998/1/dan.html
Последний раз редактировалось: Александр Гуленко (Вт 2 Фев 2010 - 14:56), всего редактировалось 1 раз(а)
Александр Гуленко- Сообщения : 639
Дата регистрации : 2009-10-15
Возраст : 64
Откуда : Ставрополь
Re: Кризис жанра
С Данским, на мой взгляд, всё непросто... Есть в его текстах немало любопытного, но многое (повторюсь - на мой взгляд) видится оригинальничанием. Время всё покажет. Вокруг Трофима было много ахов, но он быстренько сполз в сторону эстрады...
Но мы здесь несколько не в тему, этот разговор к размышлениям о жанре.
Но мы здесь несколько не в тему, этот разговор к размышлениям о жанре.
Re: Кризис жанра
Володь,я бы промолчал если бы не это:
Сложность, на мой взгляд, заключается в том, что все считают себя специалистами (в жанре, в стихах, в исполнительском мастерстве и т.д.). Однако на самом деле, большинство разбираются лишь на основе собственных пристрастий и - нравится, не нравится...
Впрочем, об этом в другой теме ещё поговорим.
Сложность, на мой взгляд, заключается в том, что все считают себя специалистами (в жанре, в стихах, в исполнительском мастерстве и т.д.). Однако на самом деле, большинство разбираются лишь на основе собственных пристрастий и - нравится, не нравится...
Впрочем, об этом в другой теме ещё поговорим.
Александр Гуленко- Сообщения : 639
Дата регистрации : 2009-10-15
Возраст : 64
Откуда : Ставрополь
Re: Кризис жанра
Сашенька! Я сказал это к тому, что нужно серьёзно и вдумчиво подойти к вопросу формирования жюри...
Нонсенс, когда в жюри Город зажигает огни, после Лореса, Вахнюка, Ланцберга, была к примеру Инга Бородина.
А вот когда на весеннем соберётся представительно регион и определит 5-7 компетентных (по мнению представителей со всего региона) членов жюри, тогда в последствии будет меньше разговоров.
Нонсенс, когда в жюри Город зажигает огни, после Лореса, Вахнюка, Ланцберга, была к примеру Инга Бородина.
А вот когда на весеннем соберётся представительно регион и определит 5-7 компетентных (по мнению представителей со всего региона) членов жюри, тогда в последствии будет меньше разговоров.
Питаккорд
Доброе время суток, друзья!
На мой взгляд нет беспристрастия. И не большинство, а наверное все судят с какой либо долей своего пристрастия. Как можно быть беспристрастным к стихам, музыке, и, в первую очередь, к людям? Беспристрастность, равно как и Непредвзятость - редкое качество человека.
И в этом нет ничего страшного. А для чтобы нивелировать данное обстоятельство и собираются НЕСКОЛЬКО членов жюри с разными пристрастиями.
Для Олега Ефименко.
На прошлом питаккорде в конкурсе участвовали по приглашению оргкомитета фестиваля Диана Каденко и Елена Гарфункель (ныне супруга Ю. Лориса) - и тоже безуспешно.
Слушая же на заключительном концерте ЛАУРЕАТОВ ЖАНРА невольно появлялись сомнения в компетентности жюри - вот тебе и беспристрастность.
А Лёше Бардину в очередной раз присвоили дипломанта фестиваля. Спрашивается - нафига?! Ведь был уже он дипломантом. Неужели никого не нашлось?
А с композиторами вообще беда случилась - дипломантом стал клоун (по внешности, атрибутике и поведению на сцене) произведение которого сложно назвать музыкой, если конечно не быть авангардистом и не восхищаться Шнитке и Софьей Гибайдуллиной (одна из известных работ - музыка к мультфильму Маугли).
Так что питаккорд дело тёмное, непостижимое, но ехать надо, обязательно - народ там собирается разный, интересный, да и пообщаться на мастер классах с Вихоревым, Иващенко, Луферовым - тоже классно!!!
Едем, братцы!
На мой взгляд нет беспристрастия. И не большинство, а наверное все судят с какой либо долей своего пристрастия. Как можно быть беспристрастным к стихам, музыке, и, в первую очередь, к людям? Беспристрастность, равно как и Непредвзятость - редкое качество человека.
И в этом нет ничего страшного. А для чтобы нивелировать данное обстоятельство и собираются НЕСКОЛЬКО членов жюри с разными пристрастиями.
Для Олега Ефименко.
На прошлом питаккорде в конкурсе участвовали по приглашению оргкомитета фестиваля Диана Каденко и Елена Гарфункель (ныне супруга Ю. Лориса) - и тоже безуспешно.
Слушая же на заключительном концерте ЛАУРЕАТОВ ЖАНРА невольно появлялись сомнения в компетентности жюри - вот тебе и беспристрастность.
А Лёше Бардину в очередной раз присвоили дипломанта фестиваля. Спрашивается - нафига?! Ведь был уже он дипломантом. Неужели никого не нашлось?
А с композиторами вообще беда случилась - дипломантом стал клоун (по внешности, атрибутике и поведению на сцене) произведение которого сложно назвать музыкой, если конечно не быть авангардистом и не восхищаться Шнитке и Софьей Гибайдуллиной (одна из известных работ - музыка к мультфильму Маугли).
Так что питаккорд дело тёмное, непостижимое, но ехать надо, обязательно - народ там собирается разный, интересный, да и пообщаться на мастер классах с Вихоревым, Иващенко, Луферовым - тоже классно!!!
Едем, братцы!
Сергей Котлов- Сообщения : 28
Дата регистрации : 2009-10-20
Возраст : 56
Откуда : Краснодар
питаккорд
«…и в сонных артериях тронулся воск» - ЭТО БРАТЦЫ ТРОМБОЗ – «насиженный на высосанной из пальца пыльце».
И, увы, это очень похоже на диагноз и питаккрда, и в значительной степени всего нынешнего движения АП. Тем более нельзя оставаться в стороне, глядя, как больной мечется в бреду.
Творчество в стиле свободного потока сознания тоже по своему интересно и в будущем, думается, эта ниша будет только расширятся, если, конечно, будет соответствующий масштаб авторов, способных на лету творить шедевры. Ведь как сказал один мудрец, писать стихи, не утруждая себя кропотливой, порой мучительной работой над стройностью формы и смысла – все равно, что играть в теннис без сетки – легко, но неинтересно. Тут, как говорится, должен быть другой кайф, и это, пожалуй, уже другой жанр, та самая пресловутая мутация по отношению к АП. И если на основе АП родится не пронырливая мышь, живущая сиюминутными потребностями и страстями, а что то возвышенное и прекрасное, то честь ей и хвала.
Но сейчас вопрос в другом, может ли сама АП отстаивать свое первородство. Просветите: какие на питаккорде предусмотрены номинации? Здравый смысл подсказывает, на всероссийском форуме должен просматриваться и отмечаться весь спектр АП: и авангард, и традиционные, классические направления. В противном случае подавляющему числу конкурсантов уготована участь гостей, которых дальше парадной не пустят.
А может я, к счастью, ошибаюсь?
И, увы, это очень похоже на диагноз и питаккрда, и в значительной степени всего нынешнего движения АП. Тем более нельзя оставаться в стороне, глядя, как больной мечется в бреду.
Творчество в стиле свободного потока сознания тоже по своему интересно и в будущем, думается, эта ниша будет только расширятся, если, конечно, будет соответствующий масштаб авторов, способных на лету творить шедевры. Ведь как сказал один мудрец, писать стихи, не утруждая себя кропотливой, порой мучительной работой над стройностью формы и смысла – все равно, что играть в теннис без сетки – легко, но неинтересно. Тут, как говорится, должен быть другой кайф, и это, пожалуй, уже другой жанр, та самая пресловутая мутация по отношению к АП. И если на основе АП родится не пронырливая мышь, живущая сиюминутными потребностями и страстями, а что то возвышенное и прекрасное, то честь ей и хвала.
Но сейчас вопрос в другом, может ли сама АП отстаивать свое первородство. Просветите: какие на питаккорде предусмотрены номинации? Здравый смысл подсказывает, на всероссийском форуме должен просматриваться и отмечаться весь спектр АП: и авангард, и традиционные, классические направления. В противном случае подавляющему числу конкурсантов уготована участь гостей, которых дальше парадной не пустят.
А может я, к счастью, ошибаюсь?
олег ефименко- Сообщения : 103
Дата регистрации : 2009-11-23
Возраст : 63
Откуда : Приморско-Ахтарск
Re: Кризис жанра
Не пустят, Олег!
Но дело в том, что кому-то надо ехать и посмотреть. Даже для того. чтобы знать: "Так делать не надо".
Но в любом случае найдётся чему и поучиться. Вот тут и важно определиться для чего и кто поедет (если сможет)...
Но дело в том, что кому-то надо ехать и посмотреть. Даже для того. чтобы знать: "Так делать не надо".
Но в любом случае найдётся чему и поучиться. Вот тут и важно определиться для чего и кто поедет (если сможет)...
Питаккорд
Доброе время суток, друзья!
Олег, на Питаккорде представлены стандартные номинации - автор, композитор, дуэт, ансамбль, исполнитель. Никакой внутрижанровой делёжки, типа авангард, андеграунд, модерн и неомодерн, бард-рок, бард-джаз, симфо-бард и пр. к сожалению, нет.
Организаторами предусматривается, что все поют бардовскую песню.
Я был свидетелем, как на питаккорде в 2000г в номинации ансамбли лауреатом стал профессиональный вокальный коллектив из 8 человек (мужики), спевший акапелло Bestles yesterday и Вихорева - "Я расскажу тебе...".
Личное мнение по поводу формы.
Я согласен с теми, кто считает, что на первом месте в бардовской песне стихи, а форма - вторична. Т.е. произведение может звучать и не только под лиричный гитарный перебор ). Может быть в этом случае стоит говорить уже об авторской песне?
Если так, то организаторы ПА по-своему правы, т.к. фестиваль-то у них АВТОРСКОЙ песни, а не бардовской.
А по поводу содержания согласен, что творчество модернистов, последователей Ф.Кафки (потока сознания) вряд ли может претендовать на бардовскую песню и больше интересно с точки зрения психиатра, нежели любителя АП.
Олег, на Питаккорде представлены стандартные номинации - автор, композитор, дуэт, ансамбль, исполнитель. Никакой внутрижанровой делёжки, типа авангард, андеграунд, модерн и неомодерн, бард-рок, бард-джаз, симфо-бард и пр. к сожалению, нет.
Организаторами предусматривается, что все поют бардовскую песню.
Я был свидетелем, как на питаккорде в 2000г в номинации ансамбли лауреатом стал профессиональный вокальный коллектив из 8 человек (мужики), спевший акапелло Bestles yesterday и Вихорева - "Я расскажу тебе...".
Личное мнение по поводу формы.
Я согласен с теми, кто считает, что на первом месте в бардовской песне стихи, а форма - вторична. Т.е. произведение может звучать и не только под лиричный гитарный перебор ). Может быть в этом случае стоит говорить уже об авторской песне?
Если так, то организаторы ПА по-своему правы, т.к. фестиваль-то у них АВТОРСКОЙ песни, а не бардовской.
А по поводу содержания согласен, что творчество модернистов, последователей Ф.Кафки (потока сознания) вряд ли может претендовать на бардовскую песню и больше интересно с точки зрения психиатра, нежели любителя АП.
Сергей Котлов- Сообщения : 28
Дата регистрации : 2009-10-20
Возраст : 56
Откуда : Краснодар
Re: Кризис жанра
Согласен с Олегом и Сергеем.Наверное нужна отдельная тема для обсуждения кризиса жанра,но так уж пошел разговор в этой ветке.Самое главное хотелось понять чем аргументировали члены жюри ведущих фестивалей своё решение?Когда на различных форумах прошу у жюри разъяснить почему выбрана такая песня в ответ или молчание или заявления типа Володиного, что вы в этом не понимаете.Хотя нужно заметить,что ведь и после разъяснений не понимаю я "Квадрат" Малевича .Вот ещё текст Алексея Бардина раз уж о нем заговорили:
Алексей Бардин
Полтава
МУЛЬТФИЛЬМ
Кровь бежит по подбородку,
Распускаются гвоздики на рубахе.
Очень шаткая походка
И совсем не человеческий оскал.
Точно месяц из тумана
Вышел, вынул из кармана.
То, что вынул, залпом выпил,
Выпил, охнул и упал.
Он безропотно ложился на обильно унавоженную землю,
Дико бредил забугорьем,
Понимая - даже сладкое горчит.
Вековал посерединке
Между ненавистью, кайфом и любовью,
И ревел что было силы:
"Человечек - это горденько звучит!"
Слыша эхо шкодных песен,
Трель капели и кошачьи откровенья,
Видя мир, которым грезил,
Как "Титаник", утопающим в вине,
И, блаженно улыбаясь,
Как ребенок, обожравшийся варенья,
Под ущербною луною
Он прилег навечно с шабером в спине.
Припев:
Пахло свежестью и буйно-буйно зазеленело,
Все вокруг дышало жизнью,
Жизнью такой молодой.
Стоило войти во вкус и вкусно уйти из тела
Семимильными шагами
В небо, и с каждым шагом
Все выше, выше, и круче, круче, И рвутся тучи
О грудь и плечи,
Как пух.
Лауреат кажется II канала и дипломант Питаккорда
Алексей Бардин
Полтава
МУЛЬТФИЛЬМ
Кровь бежит по подбородку,
Распускаются гвоздики на рубахе.
Очень шаткая походка
И совсем не человеческий оскал.
Точно месяц из тумана
Вышел, вынул из кармана.
То, что вынул, залпом выпил,
Выпил, охнул и упал.
Он безропотно ложился на обильно унавоженную землю,
Дико бредил забугорьем,
Понимая - даже сладкое горчит.
Вековал посерединке
Между ненавистью, кайфом и любовью,
И ревел что было силы:
"Человечек - это горденько звучит!"
Слыша эхо шкодных песен,
Трель капели и кошачьи откровенья,
Видя мир, которым грезил,
Как "Титаник", утопающим в вине,
И, блаженно улыбаясь,
Как ребенок, обожравшийся варенья,
Под ущербною луною
Он прилег навечно с шабером в спине.
Припев:
Пахло свежестью и буйно-буйно зазеленело,
Все вокруг дышало жизнью,
Жизнью такой молодой.
Стоило войти во вкус и вкусно уйти из тела
Семимильными шагами
В небо, и с каждым шагом
Все выше, выше, и круче, круче, И рвутся тучи
О грудь и плечи,
Как пух.
Лауреат кажется II канала и дипломант Питаккорда
Александр Гуленко- Сообщения : 639
Дата регистрации : 2009-10-15
Возраст : 64
Откуда : Ставрополь
Re: Кризис жанра
В продолжении темы: Алексей Макаревич г. Бийск ,лауреат II канала 2003,лауреат Грушинского 2009
Странно,очень странно
в небо запускать бабочку сушеную.
Рано, очень рано
звездочку искать солнцем освещенную.
Тихо, очень тихо
наземь упадут ласточки весенние.
Лихо ли не лихо -
самому себе портить настроение.
Долго, очень долго
счет вести годам в мареве бессонницы.
Колко, очень колко
ежиков глотать сразу по три порции.
Гулко, очень гулко
голова гудит в утренней туманности...
Мука ли не мука -
нам с тобой иметь разные тональности.
И вот уже который год,
сидя на окне наблюдаю за сменою дней и ночей,
где-то за спиной слышу скрипы дверей, звон желез
радио поет, разговоры, хожденья, обиды и смех...
И вот уже который год...
Странно, очень странно -
видеть мир в ином ракурсе безумства, и
странно, очень странно -
в нем не замечать своего присутствия...
СОЛЬНОЛЬИЭЛЬ
Вот нота Соль -
это горечь тоски по неведомой вечности.
Вот цифра Ноль -
это знак, отражающий мир в бесконечности.
Вот буква Эль,
похожая на луну...
Соль, Ноль и Эль...
Я выйду однажды к морю,
и буду ждать,
а чтоб не было грустно
возьму свирель...
И когда выйдешь на берег
из пены морской,
назову тебя -
Сольнольиэль.
И нота Соль
вольет в тебя свою горечь,
и цифра ноль
подарит тебе пространство,
а буква Эль
не даст тебе постоянства,
и я скажу:
Сольнольиэль, здравствуй!
Снег летит, как человеки,
По пустотам высоты.
Человеки в тогах неги
Одинаковы, как ты.
Одинаковы, как руки,
Небо, травы, рябь воды,
Одинаковы, как звуки,
Порождающие рты.
Эти снеги я не видел,
А увидев, позабыл.
В этом снеге я - мыслитель,
Поутративший свой пыл.
Одинаковой походкой,
Переламывая снег,
Словно Белая подлодка
Рву потоки человек.
Снег летит, как человеки,
По пустотам высоты.
Человеки в тогах неги
Одинаковы, как ты,
Одиноко одинаков,
Одинаково один
Опечатан снежной влагой
Ранних утренних седин...
Странно,очень странно
в небо запускать бабочку сушеную.
Рано, очень рано
звездочку искать солнцем освещенную.
Тихо, очень тихо
наземь упадут ласточки весенние.
Лихо ли не лихо -
самому себе портить настроение.
Долго, очень долго
счет вести годам в мареве бессонницы.
Колко, очень колко
ежиков глотать сразу по три порции.
Гулко, очень гулко
голова гудит в утренней туманности...
Мука ли не мука -
нам с тобой иметь разные тональности.
И вот уже который год,
сидя на окне наблюдаю за сменою дней и ночей,
где-то за спиной слышу скрипы дверей, звон желез
радио поет, разговоры, хожденья, обиды и смех...
И вот уже который год...
Странно, очень странно -
видеть мир в ином ракурсе безумства, и
странно, очень странно -
в нем не замечать своего присутствия...
СОЛЬНОЛЬИЭЛЬ
Вот нота Соль -
это горечь тоски по неведомой вечности.
Вот цифра Ноль -
это знак, отражающий мир в бесконечности.
Вот буква Эль,
похожая на луну...
Соль, Ноль и Эль...
Я выйду однажды к морю,
и буду ждать,
а чтоб не было грустно
возьму свирель...
И когда выйдешь на берег
из пены морской,
назову тебя -
Сольнольиэль.
И нота Соль
вольет в тебя свою горечь,
и цифра ноль
подарит тебе пространство,
а буква Эль
не даст тебе постоянства,
и я скажу:
Сольнольиэль, здравствуй!
Снег летит, как человеки,
По пустотам высоты.
Человеки в тогах неги
Одинаковы, как ты.
Одинаковы, как руки,
Небо, травы, рябь воды,
Одинаковы, как звуки,
Порождающие рты.
Эти снеги я не видел,
А увидев, позабыл.
В этом снеге я - мыслитель,
Поутративший свой пыл.
Одинаковой походкой,
Переламывая снег,
Словно Белая подлодка
Рву потоки человек.
Снег летит, как человеки,
По пустотам высоты.
Человеки в тогах неги
Одинаковы, как ты,
Одиноко одинаков,
Одинаково один
Опечатан снежной влагой
Ранних утренних седин...
Александр Гуленко- Сообщения : 639
Дата регистрации : 2009-10-15
Возраст : 64
Откуда : Ставрополь
Re: Кризис жанра
Согласен, Саша... Тут комментарии излишни...
В своё время Лёша Еленевич проходит мастерскую Вахнюка...
Борис говорит Лёше: "Ну куда ты столько образов в одну песню пихаешь?!. Мне образы твои понятны (обратим внимание, что образы - понятны), но уж слишком их много!!!"
Так происходит ещё с двумя песнями... Затем Лёша поёт ещё одну, и тут: "А вот здесь, несмотря на то, что образов много, они так гармонично увязаны, что общая картина понятна, выразительна!"
К сожалению, таких мастеров-педагогов, как Вахнюк, Лорес, очень мало. А определяют совсем другие...
В своё время Лёша Еленевич проходит мастерскую Вахнюка...
Борис говорит Лёше: "Ну куда ты столько образов в одну песню пихаешь?!. Мне образы твои понятны (обратим внимание, что образы - понятны), но уж слишком их много!!!"
Так происходит ещё с двумя песнями... Затем Лёша поёт ещё одну, и тут: "А вот здесь, несмотря на то, что образов много, они так гармонично увязаны, что общая картина понятна, выразительна!"
К сожалению, таких мастеров-педагогов, как Вахнюк, Лорес, очень мало. А определяют совсем другие...
Re: Кризис жанра
Володь,я очень даже за образную поэзию,но ведь законы стихосложения никто не отменял.А здесь попытка впихнуть что-то из горячительного бреда в вывернутые не по-русски слова и такие же образы -Колко, очень колко
ежиков глотать сразу по три порции.
Но ведь заметь прокатывает.Я вспоминаю одну из мастерских на Архызе пришла девочка лет так 17-ти спела:И за чем мне любовь гонорейная с ржавыми рельсами.Я говорю- Ты сама поняла что сказала?Это же бред.Так она мне заявила ,что это яркий образ,а мы старые не можем понять такого высокого стиля.Я говорю- Какую музыку слушаете дома? В ответ-Кинчева и Гребенщикова.Вот откуда ноги растут.Русский символический рок.Набросал слов и выдал,что это особый образ и вам сирым не понять Ну а на небосклоне рок- и поп- звезд мест нехватает и начиналась экспансия в АП и вот брошенные зерна дали всходы.
А ведь есть мастера нашего жанра вот казалось бы читай и старайся соответстовать,но это же трудиться нужно.Вот сегодня попалось на глаза Юрий Панюшкин:
Вечерний звон колоколов дождя,
Где нас подкараулила удача.
Там юные деревья октября
Казалось нам, скулили по щенячьи.
Да сами мы - промокшие щенки,
Носами тычась то в глаза, то в щёки,
Смеялись: как наивны пустяки,
Где люди то близки, а то далёки.
И что людей разводят, как мосты,
Слова, дела, года и всё такое.
Но мне, прости, хотелось, чтобы ты
В тот вечер говорила про другое.
Вечерний звон - иных уж нет, а те...
Порой далече так, хотя и рядом.
Но петь о всеразлучной суете -
Удел зануд, когда оно не надо.
Давайте поживём во славу дня.
Вечерний звон - не предзнаменованье.
Кому-то день последний октября
Уже назначил первое свиданье.
ежиков глотать сразу по три порции.
Но ведь заметь прокатывает.Я вспоминаю одну из мастерских на Архызе пришла девочка лет так 17-ти спела:И за чем мне любовь гонорейная с ржавыми рельсами.Я говорю- Ты сама поняла что сказала?Это же бред.Так она мне заявила ,что это яркий образ,а мы старые не можем понять такого высокого стиля.Я говорю- Какую музыку слушаете дома? В ответ-Кинчева и Гребенщикова.Вот откуда ноги растут.Русский символический рок.Набросал слов и выдал,что это особый образ и вам сирым не понять Ну а на небосклоне рок- и поп- звезд мест нехватает и начиналась экспансия в АП и вот брошенные зерна дали всходы.
А ведь есть мастера нашего жанра вот казалось бы читай и старайся соответстовать,но это же трудиться нужно.Вот сегодня попалось на глаза Юрий Панюшкин:
Вечерний звон колоколов дождя,
Где нас подкараулила удача.
Там юные деревья октября
Казалось нам, скулили по щенячьи.
Да сами мы - промокшие щенки,
Носами тычась то в глаза, то в щёки,
Смеялись: как наивны пустяки,
Где люди то близки, а то далёки.
И что людей разводят, как мосты,
Слова, дела, года и всё такое.
Но мне, прости, хотелось, чтобы ты
В тот вечер говорила про другое.
Вечерний звон - иных уж нет, а те...
Порой далече так, хотя и рядом.
Но петь о всеразлучной суете -
Удел зануд, когда оно не надо.
Давайте поживём во славу дня.
Вечерний звон - не предзнаменованье.
Кому-то день последний октября
Уже назначил первое свиданье.
Александр Гуленко- Сообщения : 639
Дата регистрации : 2009-10-15
Возраст : 64
Откуда : Ставрополь
Re: Кризис жанра
Замечательнейший Стих Панюшкина!
Хорошо, что мы говорим об этом всём. Что-то для себя уточним и будем стараться поделиться своим видением с другими, с молодёжью в первую очередь.
С одной стороны нормально, что молодёжь пытается найти свой путь, подчас весьма экстравагантный.(Так было всегда)
Но тем более важно сохранить и наше видение жанра, чтобы потом, когда они вырастут из маленьких штанишек, было из чего выбирать.
Хорошо, что мы говорим об этом всём. Что-то для себя уточним и будем стараться поделиться своим видением с другими, с молодёжью в первую очередь.
С одной стороны нормально, что молодёжь пытается найти свой путь, подчас весьма экстравагантный.(Так было всегда)
Но тем более важно сохранить и наше видение жанра, чтобы потом, когда они вырастут из маленьких штанишек, было из чего выбирать.
крейзис
Для разнообразия предлагаю и свой поэтический взгляд на обсуждаемую тему. Первый текст - песня написанная еще десять лет назад. Второй опус шлепнулся на монитор за пару минут сегодня под неизгладимым впечатлением от приведенных на форуме строк нынешних законодателей мод в авторской песне.
Олег Ефименко
По реке Визбора
Струится за кормой молочная река,
И тает отчий дом в кисельных берегах,
И парус молодой попутный ветер вскинул,
И океан надежд свой горизонт раздвинул.
На белом пароходике,
На лодке без руля,
Под парусом мелодий
Наперекор любой погоде
Мы идем искать себя.
В дорогу мы берем: два старых одеяла,
Заветную тетрадь и рифму, для начала,
Мелодию любви на всех разделим честно –
Здесь принято любить и добрым быть уместно.
На белом пароходике,
На лодке без руля,
Под парусом, на плотике,
На проржавевшем ботике
Открываем мы моря!
И звездная купель нам души не остудит,
А только лишь сильней огонь в сердцах разбудит!
Уходим в высоту, пространство жизнью меря,
Нам очень важно знать: что за заветной дверью?
На белом пароходике,
На лодке без руля,
Под парусом мелодий
Наперекор любой погоде…
Мы уходим навсегда…
Но смелый пилигримм отчалит снова в море,
И здесь он не один с крутой волной поспорит,
Вновь парус молодой попутный ветер вскинет,
И океан надежд свой горизонт раздвинет.
На белом пароходике,
На лодке без руля,
Под парусом, на плотике,
На проржавевшем ботике –
Вновь откроют все моря!
В свободном потоке
Почитаяв пророков нового времени
Что взбредет то и пишу, так что уши рвет,
Старая падаль света, светла без ответа, в бездну зовет,
Кто тебя там найдет, разможенного множеством слов,
Унавоженного мудростью старых ослов,
Убаюканного ветрами пустоты,
На краю ойкумены у последней черты,
Встань и ползи! Что не можешь?..
А ты искази, все что сложишь!
Высоси из пальца мозговую рвоту…
Начни в понедельник,
Закончи в субботу.
Глянь, вон уже ждет твой подельник,
Обожающий свою работу –
Ловить на живца, манить ярким огнем,
Души сушить, заготавливать впрок на потом.
Можно было бы ишо накатать листов десять, да быстро надоело такое дело.
Кризис начинает и заканчивается в головах. Так уж мы люди-человеки устроены, что нам хочется все время чего то нового яркого, небывалого. Ради этого можем на время и о своих основах забыть. Ну круто же загибают, хлестко, наотмашь бьют образами герои нового времени. Это потом придет общее понимание, что за всем этим в лучшем случае пустота, о вреде для психики человеческой личности трансовых комланий не буду, для этого у нас есть медики, они лучше объяснят.
Увы бульонный кубик, делающий любую бурду вкусной, стал символом нашего времени не только в кулинарии, но и в искусстве во всех его проявлениях, в том числе и в АП. Кстати, желудки довольно быстро разобрались во вреде сурогатных усилителей вкуса. Душа человека орган неизмеримо более тонкий и сложный, поэтому надо набраться великого терпения и действовать очень взвешенно и осторожно. Как говорится, Бог на правду выведет, а тем временем «возьмемся за руки друзья, чтоб не упасть по одиночке!»
Олег Ефименко
По реке Визбора
Струится за кормой молочная река,
И тает отчий дом в кисельных берегах,
И парус молодой попутный ветер вскинул,
И океан надежд свой горизонт раздвинул.
На белом пароходике,
На лодке без руля,
Под парусом мелодий
Наперекор любой погоде
Мы идем искать себя.
В дорогу мы берем: два старых одеяла,
Заветную тетрадь и рифму, для начала,
Мелодию любви на всех разделим честно –
Здесь принято любить и добрым быть уместно.
На белом пароходике,
На лодке без руля,
Под парусом, на плотике,
На проржавевшем ботике
Открываем мы моря!
И звездная купель нам души не остудит,
А только лишь сильней огонь в сердцах разбудит!
Уходим в высоту, пространство жизнью меря,
Нам очень важно знать: что за заветной дверью?
На белом пароходике,
На лодке без руля,
Под парусом мелодий
Наперекор любой погоде…
Мы уходим навсегда…
Но смелый пилигримм отчалит снова в море,
И здесь он не один с крутой волной поспорит,
Вновь парус молодой попутный ветер вскинет,
И океан надежд свой горизонт раздвинет.
На белом пароходике,
На лодке без руля,
Под парусом, на плотике,
На проржавевшем ботике –
Вновь откроют все моря!
В свободном потоке
Почитаяв пророков нового времени
Что взбредет то и пишу, так что уши рвет,
Старая падаль света, светла без ответа, в бездну зовет,
Кто тебя там найдет, разможенного множеством слов,
Унавоженного мудростью старых ослов,
Убаюканного ветрами пустоты,
На краю ойкумены у последней черты,
Встань и ползи! Что не можешь?..
А ты искази, все что сложишь!
Высоси из пальца мозговую рвоту…
Начни в понедельник,
Закончи в субботу.
Глянь, вон уже ждет твой подельник,
Обожающий свою работу –
Ловить на живца, манить ярким огнем,
Души сушить, заготавливать впрок на потом.
Можно было бы ишо накатать листов десять, да быстро надоело такое дело.
Кризис начинает и заканчивается в головах. Так уж мы люди-человеки устроены, что нам хочется все время чего то нового яркого, небывалого. Ради этого можем на время и о своих основах забыть. Ну круто же загибают, хлестко, наотмашь бьют образами герои нового времени. Это потом придет общее понимание, что за всем этим в лучшем случае пустота, о вреде для психики человеческой личности трансовых комланий не буду, для этого у нас есть медики, они лучше объяснят.
Увы бульонный кубик, делающий любую бурду вкусной, стал символом нашего времени не только в кулинарии, но и в искусстве во всех его проявлениях, в том числе и в АП. Кстати, желудки довольно быстро разобрались во вреде сурогатных усилителей вкуса. Душа человека орган неизмеримо более тонкий и сложный, поэтому надо набраться великого терпения и действовать очень взвешенно и осторожно. Как говорится, Бог на правду выведет, а тем временем «возьмемся за руки друзья, чтоб не упасть по одиночке!»
олег ефименко- Сообщения : 103
Дата регистрации : 2009-11-23
Возраст : 63
Откуда : Приморско-Ахтарск
Re: Кризис жанра
Раз уж есть необходимость делегировать представителей региона в Питер (других посмотреть, да себя показать),предлагаю всех делегатов настроить не на "завоевание" призовых (слонов) а на разведку. Пусть посмотрят: кто и за что стал лауреатом-дипломантом, какие песни нынче в моде . А ещё лучше делегировать опытных бойцов А П (Яковлев,Котлов,Ефименко,Гуленко и т.д.)
К чему ехать молодому да не опытному ( но талантливому) и узнавать,что у нас здесь всё не так,что достойны внимания не добротные стихи интонированные волшебной музыкой,а какие-то другие критерии (известные только членам или председателю жюри Питаккорда). Не стоит ломать ему психику. А то начнёт он "бредить" и АП потеряет очередной талант.
Всё это шутка. А если серьёзно,то я считаю,что нет ни какого "кризиса авторской песни" а есть кризис отдельных личностей (желание заработать "авторитет и денег" да побольше ЛЮБОЙ ценой)
АП и сегодня живее всех живых!!!
К чему ехать молодому да не опытному ( но талантливому) и узнавать,что у нас здесь всё не так,что достойны внимания не добротные стихи интонированные волшебной музыкой,а какие-то другие критерии (известные только членам или председателю жюри Питаккорда). Не стоит ломать ему психику. А то начнёт он "бредить" и АП потеряет очередной талант.
Всё это шутка. А если серьёзно,то я считаю,что нет ни какого "кризиса авторской песни" а есть кризис отдельных личностей (желание заработать "авторитет и денег" да побольше ЛЮБОЙ ценой)
АП и сегодня живее всех живых!!!
Анатолий Тынянов- Сообщения : 58
Дата регистрации : 2009-10-17
Возраст : 56
Откуда : ст. Северская, Краснодарский край
Re: Кризис жанра
Друзья! Очень радостно и интересно читать ваши сообщения!
У каждого взгляды несколько отличаются, но общее направление одно и то же. Видимо годы, проведённые-прожитые в КСП, сблизили наши позиции. Те усилия, которые мы прикладывали к движению, привели к тому, что дело нам дОрого и мы готовы что-то делать для его продолжения.
У каждого взгляды несколько отличаются, но общее направление одно и то же. Видимо годы, проведённые-прожитые в КСП, сблизили наши позиции. Те усилия, которые мы прикладывали к движению, привели к тому, что дело нам дОрого и мы готовы что-то делать для его продолжения.
Re: Кризис жанра
Прежде чем определить, есть ли на данный момент кризис жанра, нужно определить, о каком жанре у нас речь.
После всяческих обдумываний, наблюдений, хождений в народ и конкурс - я для себя выработала следующую классификацию жанров, поскольку сейчас обозначились почетче их признаки.
Ее вам и предлагаю: это
"авторская бардовская песня" и "авторская НЕ бардовская песня".
При этом жанр "авторская не бардовская" делится на две подгруппы:
"профессиональная авторская НЕ бардовская" и "самодеятельная авторская НЕ бардовская".
А вот жанр "бардовская песня", по моему мнению, на "самодеятельную" и "профессиональную" - неделим.
И вот тут обдумывая, что же такое тогда "бардовская песня", вспоминаешь гениальные лекции по теории зрелости Руслана Александровича Шмакова.
А вспомнив, понимаешь, что
"бардовская" песня - требует от человека (создателя ее или воспринимающего ее) достижения ВСЕХ четырех высших степеней зрелости - психологической, социальной, духовной, нравственной (порядок не помню ). Ну начальные мы помним - это физическая, половая, умственная.
Отсюда:
Митяев, по моему мнению, - пишет "профессиональные авторские Не бардовские песни", т.к. для восприятия его песен достаточно первых трех степеней, и он своими песнями (основной массой своего творчества) не подтягивает, не толкает слушателя на достижение ВСЕХ четырех высших. Отсюда же - широта бескрайняя его аудитории и звание "народного" от ВВП.
Отсюда:
Сергей Котлов, безусловно, пишет "бардовские песни". Но уникальность его почерка мешает другим, признанным мастерам бардовской песни, (на Петаккорде и Груше), признать его "бардовость".
А может быть, сверзадача тем мастерам (ведь они отрабатывают гонорар) ставится не поиск новых уникумов бардовской песни, а шоу.
А шоу можно создать ТОЛЬКО из "профессиональной авторской НЕ бардовской песни".
Можно также создать шоу из сверхпрофессионального исполнения "авторской бардовской" песни, где сила исполнительского искусства - красота! - может затмить суть песни.
Отсюда - странные заключительные концерты Грушинского (Мастрюки 2009 и 2010). Это концерты "профессиональной авторской НЕ бардовской песни". С редкими крапинками "бардовской" - в лице приглашенных "великих" старцев.
После всяческих обдумываний, наблюдений, хождений в народ и конкурс - я для себя выработала следующую классификацию жанров, поскольку сейчас обозначились почетче их признаки.
Ее вам и предлагаю: это
"авторская бардовская песня" и "авторская НЕ бардовская песня".
При этом жанр "авторская не бардовская" делится на две подгруппы:
"профессиональная авторская НЕ бардовская" и "самодеятельная авторская НЕ бардовская".
А вот жанр "бардовская песня", по моему мнению, на "самодеятельную" и "профессиональную" - неделим.
И вот тут обдумывая, что же такое тогда "бардовская песня", вспоминаешь гениальные лекции по теории зрелости Руслана Александровича Шмакова.
А вспомнив, понимаешь, что
"бардовская" песня - требует от человека (создателя ее или воспринимающего ее) достижения ВСЕХ четырех высших степеней зрелости - психологической, социальной, духовной, нравственной (порядок не помню ). Ну начальные мы помним - это физическая, половая, умственная.
Отсюда:
Митяев, по моему мнению, - пишет "профессиональные авторские Не бардовские песни", т.к. для восприятия его песен достаточно первых трех степеней, и он своими песнями (основной массой своего творчества) не подтягивает, не толкает слушателя на достижение ВСЕХ четырех высших. Отсюда же - широта бескрайняя его аудитории и звание "народного" от ВВП.
Отсюда:
Сергей Котлов, безусловно, пишет "бардовские песни". Но уникальность его почерка мешает другим, признанным мастерам бардовской песни, (на Петаккорде и Груше), признать его "бардовость".
А может быть, сверзадача тем мастерам (ведь они отрабатывают гонорар) ставится не поиск новых уникумов бардовской песни, а шоу.
А шоу можно создать ТОЛЬКО из "профессиональной авторской НЕ бардовской песни".
Можно также создать шоу из сверхпрофессионального исполнения "авторской бардовской" песни, где сила исполнительского искусства - красота! - может затмить суть песни.
Отсюда - странные заключительные концерты Грушинского (Мастрюки 2009 и 2010). Это концерты "профессиональной авторской НЕ бардовской песни". С редкими крапинками "бардовской" - в лице приглашенных "великих" старцев.
Варенцова Лена- Сообщения : 118
Дата регистрации : 2009-11-06
Возраст : 59
Откуда : г. Краснодар
Re: Кризис жанра
Приветствую вас.Лен,мне кажется не стоит играть словами "профессиональная" песня или "самоодеятельная".Если ты о зарабатывании песней денег согласен,а если -"мы по струнам не попадаем,русский язык не знаем, вы нас не судите мы самодеятельность"-с этим нет.
Ты привела в пример Митяева и чем его песни НЕ бардовские???А куда ставить Окуджаву?Он профессионал или..???Не так все просто к сожалению.Вот интересная статья в тему безвременно ушедшего от нас поэта и барда Валентина Соломатова...
ВАЛЕНТИН СОЛОМАТОВ и его ВЗГЛЯД НА АВТОРСКУЮ ПЕСНЮ.
Данная статья появилась весной 1992 года как результат работы в мастерской авторской песни на фестивале «Оскольская лира - 91». Однако работа в мастерских на последних фестивалях убедила меня в том, что статья не устарела и по сей день. Ничего не изменилось ни в техническом плане, ни в отношении авторов к слову. Надеюсь, что дело всё же сдвинется с мёртвой точки.
Некоторое время назад – помните? – наша песня называлась САМОДЕЯТЕЛЬНОЙ. Видимо, подразумевалось, что человек, любящий нашу песню, не ждёт, пока некие дяди и тёти преподнесут ему готовое произведение, а берёт в руки музыкальный инструмент (обычно - гитару) и, побренькивая на нём, начинает САМ подбирать слова и мотив. Однако название было явно неудачным, поскольку подавляющее большинство всё равно пело песни, написанные за них разными дядями и тётями (правда, эти дяди и тёти не состояли, как правило, в «творческих» союзах и носили фамилии Визбор, Окуджава, Матвеева и т.д.). Теперь название изменилось, песня стала называться «авторской» (кстати, тоже не очень удачный термин: что, Ю. Антонов – не автор?), и авторами захотели стать многие и многие! Видно, приятно слышать свою фамилию в сочетании со словами «автор песни». Но – есть одна проблема...
Мы много лет твердили, что, в отличие от профессиональной песни, в нашей основное достоинство – душевность, искренность. Как результат – во многих головах это утверждение выродилось во мнение, что главный враг нашей песни – профессионализм, причём - в любом виде. Кончилось всё появлением многочисленных «любителей», проповедующих непрофессионализм ВОИНСТВУЮЩИЙ. Это – наш самый страшный враг, страшный ещё и тем, что он – внутренний.
Если вдуматься, то непрофессионализм противопоказан любому виду человеческой деятельности. Непрофессионализм же воинствующий приводит – и это очевидно – к полному вырождению того вида деятельности, на который он направлен. Причём, что интересно? Наши «любители» ставят себя в весьма льготные условия. Когда им указываешь на известных мастеров жанра, скажем, Визбор, Матвеева, Никитин и т.д., в ответ слышишь: «Ну, это же Визбор, Никитин... (нужное подчеркнуть), а мы – так, для себя, не надо нам предъявлять таких требований, мы же не профессионалы!» Однако эти «не профессионалы» весьма активно рвутся на сцену, отчего подавляющее большинство конкурсных концертов представляет собой зрелище (точнее - слышище) жалкое и душераздирающее, а граждане судьи (то бишь жюри) не решаются остановить этот серый поток, что, кстати, свидетельствует и о непрофессионализме жюри тоже.
Летом 1991 года мне довелось работать одним из руководителей авторской мастерской на фестивале «Оскольская лира». Результаты меня просто потрясли!
Практически никто из проходивших через нашу мастерскую авторов (обсуждались только тексты) не знал русского языка! Но ведь для того, чтобы писать песни на русском языке, РУССКИЙ ЯЗЫК НАДО ЗНАТЬ. Мало того, многие воспринимали это как придирку и ссылались на Блока, Маяковского, Есенина, выбирая для примера наиболее неудачные строки. Эта ориентация на худшее является ярким следствием воинствующего непрофессионализма.
Зачастую начинающие барды также не желают понимать, что поэзия есть результат соединения двух компонентов: мастерства (в смысле ремесла) и души, и как не бывает поэзии без души, так не бывает и поэзии без мастерства. Чёрт возьми, да почитайте же хотя бы статью Маяковского «Как делать стихи»! Там приведены наиболее типичные ошибки начинающих поэтов, там прекрасно показано, как этих ошибок можно избежать...
Ещё одна «традиционная» слабость – неумение петь (я имею в виду подачу текста). Кстати, это встречается не только у начинающих...
Отвратительная дикция (горячая картошка во рту), неоправданные паузы и интонационные ударения, и полное неумение работать с микрофоном – классический набор (иногда - частями). Причём для многих являются откровением простейшие приёмы самообучение и самооценки, типа записи дома на магнитофон с последующим прослушиванием (одно это позволяет излечить многие «детские болезни»).
К слову, слушая записи известных бардов середины-конца шестидесятых (скажем, квартета Никитина), обращаешь внимание, что, при всём несовершенстве тогдашней аппаратуры и всех звуковых потерях, обусловленных временем, текст доносится до слушателя дословно (в буквальном смысле). А ведь тогда они отнюдь не обладали сегодняшним своим опытом. Значит, можно научиться – при желании – и не за много лет.
С огромным сожалением я вынужден констатировать, что непрофессионализм виден у нас во всём. Режиссура концертов – даже самых-самых – убога до безобразия, звук во многих случаях омерзителен (что «заслуга» как выступающих, о чём сказано выше, так и звукооператоров), про свет – я имею в виду постановку света – и говорить не приходится, его просто нет нигде. Да мы всем этим ещё и гордимся, дескать, не профессионально, зато – от души... Что от «души»? Халтура?!
Не удивительно, что при таких обстоятельствах авторская песня теряет старых приверженцев (медленно, но верно) и не может найти новых, поскольку молодёжь приучена к качественному звуку и свету (о текстах умолчу). Если это и не единственная причина падения популярности бардовской песни, то, во всяком случае, одна из главных.
Обращаясь непосредственно к организаторам конкурсов и фестивалей, предлагаю:
1. Не устанавливать заранее количество призовых мест (лауреатов). Пусть будет, сколько будет. Будет один – пусть так. Ни одного – так и сказать! Десять – десять.
При выборе лучших руководствоваться только творческими критериями, к участникам предъявлять самые жестокие требования.
2. Заранее решать технические вопросы: использовать качественную аппаратуру, привлекать профессиональных звукооператоров, проведение концертов доверять профессиональным режиссёрам-постановщикам.
В противном случае любой фестиваль будет заранее загублен и превратится в очередную тусовку.
Если мы не будем бороться с воинствующим непрофессионализмом, то авторская песня – как жанр – загнётся.
Спасибо за внимание.
Валентин Соломатов
Ты привела в пример Митяева и чем его песни НЕ бардовские???А куда ставить Окуджаву?Он профессионал или..???Не так все просто к сожалению.Вот интересная статья в тему безвременно ушедшего от нас поэта и барда Валентина Соломатова...
ВАЛЕНТИН СОЛОМАТОВ и его ВЗГЛЯД НА АВТОРСКУЮ ПЕСНЮ.
Данная статья появилась весной 1992 года как результат работы в мастерской авторской песни на фестивале «Оскольская лира - 91». Однако работа в мастерских на последних фестивалях убедила меня в том, что статья не устарела и по сей день. Ничего не изменилось ни в техническом плане, ни в отношении авторов к слову. Надеюсь, что дело всё же сдвинется с мёртвой точки.
Некоторое время назад – помните? – наша песня называлась САМОДЕЯТЕЛЬНОЙ. Видимо, подразумевалось, что человек, любящий нашу песню, не ждёт, пока некие дяди и тёти преподнесут ему готовое произведение, а берёт в руки музыкальный инструмент (обычно - гитару) и, побренькивая на нём, начинает САМ подбирать слова и мотив. Однако название было явно неудачным, поскольку подавляющее большинство всё равно пело песни, написанные за них разными дядями и тётями (правда, эти дяди и тёти не состояли, как правило, в «творческих» союзах и носили фамилии Визбор, Окуджава, Матвеева и т.д.). Теперь название изменилось, песня стала называться «авторской» (кстати, тоже не очень удачный термин: что, Ю. Антонов – не автор?), и авторами захотели стать многие и многие! Видно, приятно слышать свою фамилию в сочетании со словами «автор песни». Но – есть одна проблема...
Мы много лет твердили, что, в отличие от профессиональной песни, в нашей основное достоинство – душевность, искренность. Как результат – во многих головах это утверждение выродилось во мнение, что главный враг нашей песни – профессионализм, причём - в любом виде. Кончилось всё появлением многочисленных «любителей», проповедующих непрофессионализм ВОИНСТВУЮЩИЙ. Это – наш самый страшный враг, страшный ещё и тем, что он – внутренний.
Если вдуматься, то непрофессионализм противопоказан любому виду человеческой деятельности. Непрофессионализм же воинствующий приводит – и это очевидно – к полному вырождению того вида деятельности, на который он направлен. Причём, что интересно? Наши «любители» ставят себя в весьма льготные условия. Когда им указываешь на известных мастеров жанра, скажем, Визбор, Матвеева, Никитин и т.д., в ответ слышишь: «Ну, это же Визбор, Никитин... (нужное подчеркнуть), а мы – так, для себя, не надо нам предъявлять таких требований, мы же не профессионалы!» Однако эти «не профессионалы» весьма активно рвутся на сцену, отчего подавляющее большинство конкурсных концертов представляет собой зрелище (точнее - слышище) жалкое и душераздирающее, а граждане судьи (то бишь жюри) не решаются остановить этот серый поток, что, кстати, свидетельствует и о непрофессионализме жюри тоже.
Летом 1991 года мне довелось работать одним из руководителей авторской мастерской на фестивале «Оскольская лира». Результаты меня просто потрясли!
Практически никто из проходивших через нашу мастерскую авторов (обсуждались только тексты) не знал русского языка! Но ведь для того, чтобы писать песни на русском языке, РУССКИЙ ЯЗЫК НАДО ЗНАТЬ. Мало того, многие воспринимали это как придирку и ссылались на Блока, Маяковского, Есенина, выбирая для примера наиболее неудачные строки. Эта ориентация на худшее является ярким следствием воинствующего непрофессионализма.
Зачастую начинающие барды также не желают понимать, что поэзия есть результат соединения двух компонентов: мастерства (в смысле ремесла) и души, и как не бывает поэзии без души, так не бывает и поэзии без мастерства. Чёрт возьми, да почитайте же хотя бы статью Маяковского «Как делать стихи»! Там приведены наиболее типичные ошибки начинающих поэтов, там прекрасно показано, как этих ошибок можно избежать...
Ещё одна «традиционная» слабость – неумение петь (я имею в виду подачу текста). Кстати, это встречается не только у начинающих...
Отвратительная дикция (горячая картошка во рту), неоправданные паузы и интонационные ударения, и полное неумение работать с микрофоном – классический набор (иногда - частями). Причём для многих являются откровением простейшие приёмы самообучение и самооценки, типа записи дома на магнитофон с последующим прослушиванием (одно это позволяет излечить многие «детские болезни»).
К слову, слушая записи известных бардов середины-конца шестидесятых (скажем, квартета Никитина), обращаешь внимание, что, при всём несовершенстве тогдашней аппаратуры и всех звуковых потерях, обусловленных временем, текст доносится до слушателя дословно (в буквальном смысле). А ведь тогда они отнюдь не обладали сегодняшним своим опытом. Значит, можно научиться – при желании – и не за много лет.
С огромным сожалением я вынужден констатировать, что непрофессионализм виден у нас во всём. Режиссура концертов – даже самых-самых – убога до безобразия, звук во многих случаях омерзителен (что «заслуга» как выступающих, о чём сказано выше, так и звукооператоров), про свет – я имею в виду постановку света – и говорить не приходится, его просто нет нигде. Да мы всем этим ещё и гордимся, дескать, не профессионально, зато – от души... Что от «души»? Халтура?!
Не удивительно, что при таких обстоятельствах авторская песня теряет старых приверженцев (медленно, но верно) и не может найти новых, поскольку молодёжь приучена к качественному звуку и свету (о текстах умолчу). Если это и не единственная причина падения популярности бардовской песни, то, во всяком случае, одна из главных.
Обращаясь непосредственно к организаторам конкурсов и фестивалей, предлагаю:
1. Не устанавливать заранее количество призовых мест (лауреатов). Пусть будет, сколько будет. Будет один – пусть так. Ни одного – так и сказать! Десять – десять.
При выборе лучших руководствоваться только творческими критериями, к участникам предъявлять самые жестокие требования.
2. Заранее решать технические вопросы: использовать качественную аппаратуру, привлекать профессиональных звукооператоров, проведение концертов доверять профессиональным режиссёрам-постановщикам.
В противном случае любой фестиваль будет заранее загублен и превратится в очередную тусовку.
Если мы не будем бороться с воинствующим непрофессионализмом, то авторская песня – как жанр – загнётся.
Спасибо за внимание.
Валентин Соломатов
Последний раз редактировалось: Александр Гуленко (Сб 13 Фев 2010 - 10:08), всего редактировалось 1 раз(а)
Александр Гуленко- Сообщения : 639
Дата регистрации : 2009-10-15
Возраст : 64
Откуда : Ставрополь
Re: Кризис жанра
Саша, я не успела прочитать предложенную тобой статью, и хочу просто высказать свое выношенное.
И узнать именно и конкретно твое выношенное. А получив доступ к интернету, я тоже перекопала и перечитала массу вариаций). Я не увидела в этих вариациях главного, по моему мнению. И это главное - в сочетании теории зрелости и песни, которую создают представители народа. Безусловно, степень умелости которых и грамотности в стихосложении необходима, но не достаточна. И без достижения четырех высших степеней зрелости создать песню, которую можно отнести к бардовской, невозможно. А просто авторскую - возможно.
1. Музыкант и поэт - это не только вдохновение и талант, а еще и ремесло. Преодолен этап ремесла, достигнуто мастерство в том "КАК" - вот и профессиональная. Независимо от того, покупают это или нет. Т.е. - профессиональная - это качество, которое можно продать, если захочется и будет кому.
А самодеятельная - именно то о чем ты говоришь, т.е. песня, написанная человеком, недостаточно подготовленным в ремесле поэта и музыканта. И продать это нельзя, даже если захочешь.
2. Обрати внимание, я избегаю слов "барды" и "авторы", а говорю "песня бардовская" и "песня авторская".
3. Главное в моей классификации - теория зрелости.
Окуджава, в основном писал "бардовскую песню", хотя у него случались и "профессиональные авторские НЕ бардовские".
4. Опять таки тут много от личных ощущений конкретного воспринимающего человека.
5. Для меня те песни Митяева, которые я много слышу в исполнении и по радио - олицетворение и флаг огромной массы русского современного мещанства. Сразу всем шокированным, говорю извините извините извините, но уж вот так я считаю. Это - выношенное мнение.
6. Вот и резюме:
"профессиональная авторская НЕ бардовская песня", которая культивируется сейчас крупными фестивалями России, это песня, удовлетворяющая эстетические запросы и потребности современного Русского мещанства.
И узнать именно и конкретно твое выношенное. А получив доступ к интернету, я тоже перекопала и перечитала массу вариаций). Я не увидела в этих вариациях главного, по моему мнению. И это главное - в сочетании теории зрелости и песни, которую создают представители народа. Безусловно, степень умелости которых и грамотности в стихосложении необходима, но не достаточна. И без достижения четырех высших степеней зрелости создать песню, которую можно отнести к бардовской, невозможно. А просто авторскую - возможно.
1. Музыкант и поэт - это не только вдохновение и талант, а еще и ремесло. Преодолен этап ремесла, достигнуто мастерство в том "КАК" - вот и профессиональная. Независимо от того, покупают это или нет. Т.е. - профессиональная - это качество, которое можно продать, если захочется и будет кому.
А самодеятельная - именно то о чем ты говоришь, т.е. песня, написанная человеком, недостаточно подготовленным в ремесле поэта и музыканта. И продать это нельзя, даже если захочешь.
2. Обрати внимание, я избегаю слов "барды" и "авторы", а говорю "песня бардовская" и "песня авторская".
3. Главное в моей классификации - теория зрелости.
Окуджава, в основном писал "бардовскую песню", хотя у него случались и "профессиональные авторские НЕ бардовские".
4. Опять таки тут много от личных ощущений конкретного воспринимающего человека.
5. Для меня те песни Митяева, которые я много слышу в исполнении и по радио - олицетворение и флаг огромной массы русского современного мещанства. Сразу всем шокированным, говорю извините извините извините, но уж вот так я считаю. Это - выношенное мнение.
6. Вот и резюме:
"профессиональная авторская НЕ бардовская песня", которая культивируется сейчас крупными фестивалями России, это песня, удовлетворяющая эстетические запросы и потребности современного Русского мещанства.
Варенцова Лена- Сообщения : 118
Дата регистрации : 2009-11-06
Возраст : 59
Откуда : г. Краснодар
Re: Кризис жанра
Саша, я прочитала статью, спасибо. Позже копну в своих архивах, скачанных в интернете, и представлю интервью с Визбором - как альтернативу вот таким "дяденькам" как автор статьи, озабоченным только внешним качеством и количеством с внешним качеством. Слава богу, Юрий Иосич был какое то время на страже в жюри Груши. Второй такой человек мне известен - это Шмаков.
Варенцова Лена- Сообщения : 118
Дата регистрации : 2009-11-06
Возраст : 59
Откуда : г. Краснодар
Re: Кризис жанра
Окуджава профессионал, безусловно. Он с младых ногтей интересовался поэзией, изучал поэзию, занимался стихосложением и собирался быть поэтом. И стал им.
Кстати, согласно статье-монографии Л. Беленького (москва) касательно авторской (то бишь авторской бардовской, насколько я знаю Беленького) песни речь идет не о музыке песни, но о МОТИВЕ!!!! Что примечательно.
Действительно, "авторская бардовская песня" зачастую имеет мотив, который музыкой называть как-то не удобно.
Но это ее ценность не умаляет. Поскольку .....и вернемся к теории зрелости.
Кстати, согласно статье-монографии Л. Беленького (москва) касательно авторской (то бишь авторской бардовской, насколько я знаю Беленького) песни речь идет не о музыке песни, но о МОТИВЕ!!!! Что примечательно.
Действительно, "авторская бардовская песня" зачастую имеет мотив, который музыкой называть как-то не удобно.
Но это ее ценность не умаляет. Поскольку .....и вернемся к теории зрелости.
Варенцова Лена- Сообщения : 118
Дата регистрации : 2009-11-06
Возраст : 59
Откуда : г. Краснодар
Re: Кризис жанра
Я пока ещё не готов высказаться более развёрнуто, но пару мыслей всё же выскажу...
Даже если песня САМОДЕЯТЕЛЬНАЯ, то самодеятельность должна быть художественной или стремиться к художественности.
Мы нередко говорим, что наша песня, в отличие от эстрадной, такая и такая - самая лучшая, но не слишком заботимся о том, чтобы это лучшее донести.
И та, и другая реплики приводят к выводу, что надо стремиться к профессиональному.
Визбор, Окуджава, Ланцберг, Дольский стали такими не только потому, что были талантливы, но и потому, что относились (прежде всего к слову) ПРОФЕССИОНАЛЬНО.
Поэтому для меня вопрос вообще не стоит - профессиональная или нет.
Занимаешься творчеством - относись профессионально, т.е. работай над собой, образовывайся и т.д. Иначе мы действительно обрекаем наше дело на не слишком радужные перспективы.
P.S. А разговор у нас вырисовывается очень интересный. Мой поклон всем участникам!
Даже если песня САМОДЕЯТЕЛЬНАЯ, то самодеятельность должна быть художественной или стремиться к художественности.
Мы нередко говорим, что наша песня, в отличие от эстрадной, такая и такая - самая лучшая, но не слишком заботимся о том, чтобы это лучшее донести.
И та, и другая реплики приводят к выводу, что надо стремиться к профессиональному.
Визбор, Окуджава, Ланцберг, Дольский стали такими не только потому, что были талантливы, но и потому, что относились (прежде всего к слову) ПРОФЕССИОНАЛЬНО.
Поэтому для меня вопрос вообще не стоит - профессиональная или нет.
Занимаешься творчеством - относись профессионально, т.е. работай над собой, образовывайся и т.д. Иначе мы действительно обрекаем наше дело на не слишком радужные перспективы.
P.S. А разговор у нас вырисовывается очень интересный. Мой поклон всем участникам!
Re: Кризис жанра
Безусловно, Володечка, профессионализм, т.е. высокая - до мастерства! - степень умелости в чем угодно, и в песне, это очень важно.
Но.
1. Почему на "самодеятельную" и "профессиональную" я делю только "авторскую НЕ бардовскую", а вот "бардовскую песню" не делю на "самодеятельную бардовскую" и "профессиональную бардовскую"?
Потому что, бардовская песня, созидаемая при достижении всех четырех высших степеней зрелости, созидается человеком, достигшим прежде всего одной из трех первичных степеней зрелости - умственной. Отсюда - компетентность и качество в той области, в которой что-то производится.
Т.е. "авторская бардовская песня" в самодеятельном виде практически не бывает.
2. А вот человек, не достигший умственной зрелости, не сможет самостоятельно оценить свое творчество адекватно и будет демонстрировать очень самодеятельную песню (и по форме и по содержанию). Поскольку родители и наша школа, отвечающая за умственную зрелость, недостаточно хорошо стимулируют эту зрелость (по разным причинам), нужны фестивальные мастерские, нужны клубы. (Потому что - я надеюсь, - наша цель - наши люди, и их способность думать. И думать шире мирка своих первичных потребностей. А для этого и пригодна прежде всего "авторская бардовская песня", которая, безусловно, всегда профессиональна.)
Но.
1. Почему на "самодеятельную" и "профессиональную" я делю только "авторскую НЕ бардовскую", а вот "бардовскую песню" не делю на "самодеятельную бардовскую" и "профессиональную бардовскую"?
Потому что, бардовская песня, созидаемая при достижении всех четырех высших степеней зрелости, созидается человеком, достигшим прежде всего одной из трех первичных степеней зрелости - умственной. Отсюда - компетентность и качество в той области, в которой что-то производится.
Т.е. "авторская бардовская песня" в самодеятельном виде практически не бывает.
2. А вот человек, не достигший умственной зрелости, не сможет самостоятельно оценить свое творчество адекватно и будет демонстрировать очень самодеятельную песню (и по форме и по содержанию). Поскольку родители и наша школа, отвечающая за умственную зрелость, недостаточно хорошо стимулируют эту зрелость (по разным причинам), нужны фестивальные мастерские, нужны клубы. (Потому что - я надеюсь, - наша цель - наши люди, и их способность думать. И думать шире мирка своих первичных потребностей. А для этого и пригодна прежде всего "авторская бардовская песня", которая, безусловно, всегда профессиональна.)
Варенцова Лена- Сообщения : 118
Дата регистрации : 2009-11-06
Возраст : 59
Откуда : г. Краснодар
Re: Кризис жанра
Приветствую всех.Лена,я уже высказывался по поводу "Что такое АП" в соседней ветке
https://tropa.forum2x2.ru/forum-f14/tema-t28.htm ты наверное просто не читала весь форум.
Мнение твое очень спорное,сумбурное и в большей степени эмоциональное чем рациональное.И ещё совет если ты не знакома с творчеством В.Соломатова не нужно вешать ярлыки "эти дяденьки" он высказал четкую точку зрения имеющую право быть.
А теперь по существу:
1.Как ты видишь способы определения степеней зрелости? Как сказать этот человек достиг психологической зрелости, а этот еще нет?
2.Приведи песенные примеры по твоей квалификации
-авторская бардовская песня
-авторская Не бардовская песня
-авторская самодеятельная песня
-авторская профессиональная песня
только песни из нашего жанра естественно.
https://tropa.forum2x2.ru/forum-f14/tema-t28.htm ты наверное просто не читала весь форум.
Мнение твое очень спорное,сумбурное и в большей степени эмоциональное чем рациональное.И ещё совет если ты не знакома с творчеством В.Соломатова не нужно вешать ярлыки "эти дяденьки" он высказал четкую точку зрения имеющую право быть.
А теперь по существу:
1.Как ты видишь способы определения степеней зрелости? Как сказать этот человек достиг психологической зрелости, а этот еще нет?
2.Приведи песенные примеры по твоей квалификации
-авторская бардовская песня
-авторская Не бардовская песня
-авторская самодеятельная песня
-авторская профессиональная песня
только песни из нашего жанра естественно.
Александр Гуленко- Сообщения : 639
Дата регистрации : 2009-10-15
Возраст : 64
Откуда : Ставрополь
Страница 1 из 3 • 1, 2, 3
Страница 1 из 3
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения